72 участвующую в формировании личности. В нашем понимании созидаемая реальность это управляемое взаимодействие всех ценностных пространств: материального, деятельностного и коммуникативного. Однако, приведенные мнения ученых не в полной мере дают возможность вскрыть сущность и механизм формирования культурной среды сельского социально-образовательного комплекса. Вместе с тем В.Н.Сорока-Росинский [184] еще в 20-е годы решал важную социальную задачу перестройки жизненной установки детейбеспризорников. Педагогический коллектив под его руководством, «стремился так организовать жизнь своих воспитанников, чтоб в ней было все: и труд, и учеба, и политика, и спорт, чтобы в любой сфере жизни деятельность самого воспитанника носила активный, созидательный характер». Реализация такой установки начиналась с анализа реальных возможностей школы и педагогического коллектива, на основе которого был определен «надлежащий прицел работы», то есть приоритетное, ведущее направление деятельности школы учение, формирующее отношение к знанию, к культуре как одной из высших духовных ценностей. Взаимосвязь с внешней средой служила средством пробуждения интереса к миру и социальной практике воспитанников. Особое внимание в системе формирования воспитывающей среды В.Н.Сороки-Росинского вызывает организация обучения, как ведущего направления в перестройке жизненной установки детей. Она осуществлялась в трех основных аспектах: организация дифференцированного обучения; сочетание познавательной деятельности с игровой и художественной; введение «учетов» как коллективного творческого дела и как своеобразного общественного смотра знаний. По нашему мнению, В.Н.Сороке-Росинскому удалось решить поставленные задачи на основе поэтапного формирования среды, источником которой были: люди как носители культуры (профессиональная, духовная); |
участвующую в формировании личности. В нашем понимании созидаемая реальность это управляемое взаимодействие трех ценностных пространств: материального, деятельностного и "отношенческого”. Нашему исследованию значимо мнение O.E. Лебедева, признающего ведущую роль социокультурной среды в образовательной деятельности. Однако, приведенные мнения ученых не в полной мере дают возможность вскрыть сущность и механизм формирования социокультурной среды. Вместе с тем В.Н. Сорока-Росинский [133] еще в 20-е годы решал важную социальную задачу "перестройки" жизненной установки детей-беспризорников. Педагогический коллектив под его руководством, "стремился так организовать жизнь своих воспитанников, чтоб в ней было все: и труд, и учеба, и политика, и спорт, чтобы в любой сфере жизни деятельность самого воспитанника носила активный, созидательный характер". [44, с 23]. Реализация такой установки начиналась с анализа реальных возможностей школы и педагогического коллектива, на основе которого был определен "надлежащий прицел работы", т. е. приоритетное, ведущее направление деятельности школы учение, формирующее отношение к знанию, к культуре как одной из высших духовных ценностей. Взаимосвязь с внешней средой (по возможности) служила средством пробуждения интереса к миру и социальной практике воспитанников. Особое внимание в системе формирования воспитывающей среды В.Н. Сороки-Росинского вызывает организация обучения, как ведущего направления в перестройке жизненной установки детей. Она осуществлялась в трех основных аспектах: S организация дифференцированного обучения; S сочетание познавательной деятельности с игровой и художественной; 'S введение "учетов" как коллективного творческого дела и как своеобразного общественного смотра знаний. -31 По нашему мнению В.Н. Сороке-Росинскому удалось решить поставленные задачи на основе поэтапного формирования школьной среды, источником которой были: 1. люди как носители культуры (профессиональная, духовная) 2. образцы художественной культуры (библиотека) 3. коллективная творческая деятельность (форма и средство личностного развития и отношений) 4. индивидуальная, разнообразная созидающая деятельность (форма и средство личностного развития и отношений). Приведенные аспекты дают основание сделать вывод, что в педагогической системе В.Н. Сороки-Росинского был реализован социокультурологический подход, который обеспечивал формирование внутренней социокультурной среды школы и, одновременно, развитие ее воспитанников. Ее компонентами были: цели воспитания, люди и культура их разнообразной жизнедеятельности, определяемая содержанием, формой, средствами, условиями и отношениями. Сущность социокультурной среды "Республики ШКИД" нам представляется как совместное проживание жизни с детьми в контексте культуры и ее воспроизводство в каждый момент школьной жизни на принципах Добра, Истины и Красоты, и в различных формах коллективной и индивидуальной деятельности. Все содержание "совместной жизни" было направлено на формирование у детей представления об образе жизни, достойной человека и, одновременно, развития их естественных сил то, что A.C. Макаренко назвал педагогикой параллельного действия [96]. И.Ф. Козлов, исследователь педагогического опыта A.C. Макаренко, отмечает, что специальной формулировки этого положения не существует и считает возможным, исходя из его сути, сформулировать закон параллельного педагогического действия (ППД): "В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, |