80 полезным людям. Такое понимание и воплощение подхода делает коллективность нравственной силой составляющих его личностей, их творческим потенциалом. Вместе с тем, дает основание утверждать, что не только коллектив воздействует на личность, но и личность на коллектив. Во взаимодействии коллектив-личность, результат которого самовыдвижение коллектива, выделяются три этапа его развития (формирования): «все начинается с интереса»; «все делать творчески иначе зачем?»; «жить для радости людей». По мнению М.Г.Казакиной, эта модель годится для любого воспитательного коллектива, поскольку вмещает пространство и время духовно-нравственного и творческого обогащения личности. Нравственно-творческое развитие, с позиций сегодняшнего педагогического сознания, на всех этапах формирования коллектива детей и взрослых связано с развитием ценностных отношений к делу, людям и друг к другу на основе творческой деятельности. В этой среде человеческих отношений взаимная ответственность осознается личностью, определяется ее потребностью брать на себя ответственность. Каждый из великих педагогов (В.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов и др.) в соответствии с конкретными историческими возможностями (20, 30, 60, 70 гг.) избрали для достижения целей воспитания и образования личности различные системообразующие виды деятельности, которые дополнялись другими, но в итоге составляли «жизненное поле» как ансамбль ценностей: познание, труд, общение, игра. Каждый момент жизни сельского школьника — это те жизненные ситуации, где происходит созидание образа жизни, достойной человека во взаимодействии с окружающими людьми под руководством педагогов, «очеловечивание» протекающей жизни, предметов и событий, и ценностноориентированной совместной деятельности. Таким образом, прослеживается |
а) общей "заботы", привлекательной высокими идеалами улучшения окружающей жизни, которые проявляются каждодневно в позиции педагогов и в конкретном деле; б) организации общественно-значимой и личностно-ценной деятельности. В данной концепции можно выделить четыре аспекта [64, с.6], которые обеспечивают активизацию духовных сил ребенка и, одновременно, строительство коллектива. Каждый из них представляет организацию жизни детей, как совместную деятельность педагогов и школьников. К ним относится: поиск многоролевой, коллективной, общественно и личностно-значимой, развивающей разнообразной деятельности; формирование отношений школьников к деятельности (возбуждение интереса); объяснение значимости (общественной и личностной) предстоящего дела; проведение эмоциональных ритуалов, обрядов, выпуск особых объявлений, плакатов, реклам (эмоциональный настрой); вовлечение учащихся в творческое дело с помощью игровых элементов и др. совместная организация деятельности: постановка и уточнение целей, определение конструктивных задач, коллективное планирование, распределение ролей, создание материальной базы, анализ условий решений задач и т. д. Формирование взаимоотношений на базе самоорганизации деятельности (сотворчество, содействие, соуправление, содружество). Особенностью концепции И.П. Иванова, является личностный подход к воспитанию, отмечает М.Г. Казакина [70, с. 11], который определяется как личностное творческое самовыражение в единстве с потребностью быть полезным лю дям. Такое понимание и воплощение подхода делало коллективность нравственной силой, составляющих его личностей, их творческим потенциалом. Вместе с тем, давало основание утверждать, что не только коллектив воздействует на личность, но и личность на коллектив. Во взаимодействии коллектив-личность, результат которого самовыдвижение коллектива, выделяются три этапа его развития (формирования): 1) "все начинается с интереса" 2) "все дела творчески иначе зачем?" 3) "жить для радости людей" По мнению М. Г. Казакиной эта модель годится для любого воспитательного коллектива, поскольку вмещает пространство и время духовно-нравственного и творческого обогащения личности. Нравственно-творческое развитие, с позиций сегодняшнего педагогического сознания, на всех этапах формирования коллектива коммунаров связано с развитием ценностных отношений к делу, к людям и друг к другу. На основе творческой деятельности и в среде человеческих отношений. В этой среде человеческих отношений взаимная ответственность осознается личностью, определяется ее потребностью брать на себя ответственность. Каждый из великих педагогов (В.Н. Сорока-Росинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др.) в соответствии с конкретными историческими возможностями (20, 30, 60, 70 г.) избрали для достижения целей воспитания (в нашем понимании образования личности) различные системообразующие виды деятельности, которые дополнялись другими, но в итоге составляли "жизненное поле" как ансамбль ценностей: познание, труд, общение, игра. Каждый момент школьной жизни это те жизненные ситуации, где происходит созидание образа жизни, достойной человека во взаимодействии педагогов и учеников, через альтернативный выбор последних, "очеловечивание" протекающей жизни, предметов и событий первыми, и ценностно-ориентированной совместной деятельности. Таким образом, прослеживается не только социализация, но и развитие образованности воспитанников под воздействием социокультурной среды школы, как реальности, которая участвует в формировании лично |