был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [170, с.63]. Такой подход к пониманию жизненного пути личности выявляет следующее: субъектом жизни является личность; этапы жизни обусловлены изменением отношений; переход от этапа к этапу определяется принятием определенных решений (разрешение противоречия); движущей силой развития жизненного пути является деятельность. По мнению К.А.Абулькановой-Славской «концепция субъекта, предложенная Рубинштейном, несла, прежде всего, идею об индивидуальноактивном человеке, т.е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней» [1, с.28]. Последнее в концепции личности как субъекта жизни понимается как предъявление требований личности к жизни. Опираясь на тезис К. Маркса «какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами» [129, с.14], С.Л.Рубинштейн подчеркивал не только зависимость личности от жизни, но и жизни от личности. Раскрывая возможность организации жизни субъектом, он утверждал ее многообразие «включающее общественные и познавательные отношения к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу...» [170, с.345]. В основе организации жизни лежит понятие «ответственность». С.Л.Рубинштейн отмечает: «... последний, завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о его самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» [170, с.676-677]. Концепция С.Л.Рубинштейна дополняет, углубляет, по-нашему мнению, понимание сущности жизни через ее процесс как движение 85 |
ределяет "событие", когда принимается решение индивидом на более или менее длительный период [123, с 64]. "Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал" [123,с 63]. Такой подход к пониманию жизненного пути личности выявл яет следующее: субъектом жизни является личность; этапы жизни обусловлены изменением отношений; переход от этапа к этапу определяется принятием определенных решений (разрешение противоречия) движущей силой развития жизненного пути является деятельность. По мнению К.А. Абулькановой Славской "концепция субъекта, предложенная Рубинштейном, несла прежде всего идею об индивидуально-активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней." [1, с. 28] Последнее в концепции личности как субъекта жизни понимается как предъявление требований личности к жизни. Опираясь на тезис К. Маркса "какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами" [99, с. 14], С.Л. Рубинштейн подчеркивал не только зависимость личности от жизни, но и жизни от личности. Раскрывая возможность организации жизни субъектом, он утверждал ее многообразие "включающее общественные и познавательные отношения к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу..." [125, с 345] В основе организации жизни лежит понятие «ответственность». С.Л. Рубинштейн отмечает: "... последний, завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о его самосознании, о личности как "я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит себе все исходящие от него 47 дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца” [124,с. 676-677]. Концепция С.Л. Рубинштейна дополняет, углубляет, по-нашему мнению, понимание сущности жизни через ее процесс как движение человека к человеческому этическому, социальному, психологическому совершенству. Приведенные положения этой концепции подтверждают о правомерности выделения трех пространств социокультурной среды: материально-предметного, деятельностного и отношенческого. Эти пространства не только предъявляют требования к субъектам образовательного процесса, но и субъекты предъявляют требования к ним, организуя свою жизнедеятельность во всем многообразии и развивая целостность внешних и внутренних отношений к ней. Мерой этого развития является ответственность в сочетании со своевременностью, как соответствие потребностей и возможностей выбора решения проблемы. Кроме того положения о субъектности жизни, следствием которых, является возможность ее организации свидетельствует об управляемости формирования социокультурной среды. Возможность субъектов управления образовательного процесса регулировать и организовывать жизнедеятельность школьного коллектива как целостное взаимодействие детей и взрослых, подчиненную целям и ценностям (указанных трех пространств социокультурной среды) мы можем рассматривать как оптимальное качество социокультурной среды и как результат эффективности управления. Дальнейшее исследование жизненного пути личности К.А. АбульхановойСлавской [1], показало его индивидуальность, которую можно охарактеризовать жизненной позицией, степенью ее активности. Природа жизненной позиции, по ее мнению, объясняется причинной связью активности, развития личности и изменений ее жизни. Характеризуя данный феномен, К.А. Абульханова-Славская отмечает: "Все ... способности к организации |