человека к человеческому этическому, социальному, психологическому совершенству. Приведенные положения этой концепции подтверждают правомерность выделения трех пространств социокультурной среды: материально-предметного, деятельностного и отношенческого. Эти пространства не только предъявляют требования к субъектам образовательного процесса, но и субъекты предъявляют требования к ним, организуя свою жизнедеятельность во всем многообразии и развивая целостность внешних и внутренних отношений к ней. Мерой этого развития является ответственность в сочетании со своевременностью, как соответствие потребностей и возможностей выбора решения проблемы. Кроме того, положение о субъектности жизни, следствием которых является возможность ее организации, свидетельствует об управляемости формирования социокультурной сельской среды. Возможность субъектов управления регулировать и организовывать жизнедеятельность в сельском социально-образовательном комплексе как целостное взаимодействие детей и взрослых, подчиненное целям и ценностям указанных трех пространств социокультурной среды, мы можем рассматривать как оптимальное качество социокультурной среды и как результат эффективности управления. Исследование К.А.Абульхановой-Славской [1] жизненного пути личности показало его индивидуальность, которую можно охарактеризовать жизненной позицией, степенью ее активности. Природа жизненной позиции, по ее мнению, объясняется причинной связью активности, развития личности и изменений ее жизни. Характеризуя данный феномен, К.А.Абульханова-Славская отмечает: «Все ... способности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений мы называем жизненной позицией... способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией. Она представляет собой результат взаимодействия 86 |
дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца” [124,с. 676-677]. Концепция С.Л. Рубинштейна дополняет, углубляет, по-нашему мнению, понимание сущности жизни через ее процесс как движение человека к человеческому этическому, социальному, психологическому совершенству. Приведенные положения этой концепции подтверждают о правомерности выделения трех пространств социокультурной среды: материально-предметного, деятельностного и отношенческого. Эти пространства не только предъявляют требования к субъектам образовательного процесса, но и субъекты предъявляют требования к ним, организуя свою жизнедеятельность во всем многообразии и развивая целостность внешних и внутренних отношений к ней. Мерой этого развития является ответственность в сочетании со своевременностью, как соответствие потребностей и возможностей выбора решения проблемы. Кроме того положения о субъектности жизни, следствием которых, является возможность ее организации свидетельствует об управляемости формирования социокультурной среды. Возможность субъектов управления образовательного процесса регулировать и организовывать жизнедеятельность школьного коллектива как целостное взаимодействие детей и взрослых, подчиненную целям и ценностям (указанных трех пространств социокультурной среды) мы можем рассматривать как оптимальное качество социокультурной среды и как результат эффективности управления. Дальнейшее исследование жизненного пути личности К.А. АбульхановойСлавской [1], показало его индивидуальность, которую можно охарактеризовать жизненной позицией, степенью ее активности. Природа жизненной позиции, по ее мнению, объясняется причинной связью активности, развития личности и изменений ее жизни. Характеризуя данный феномен, К.А. Абульханова-Славская отмечает: "Все ... способности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений мы называем жизненной позицией... способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией. Она представляет собой результат взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее личностное достижение. На наш взгляд, жизненная позиция личности это совокупность ее отношений к жизни"[1, с. 44-45]. Одно из главных отношений, по ее мнению, ответственность. "Кроме этого отношения, которое можно назвать ... жизненным принципом существует множество других отношений: отношения к другим людям, ..., отношения к труду" [1, с. 45]. Отмечается, что формирование активной жизненной позиции требует участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей. Это и культурная среда, и возможность образования и более, менее благоприятная социальная ситуация [1,с. 47]. Результат данного анализа служит истоком понимания организации жизни и деятельности индивидуальностей образовательного процесса как субъектов собственной жизни, выстраивающих ее на основе жизненной позиции. Становление и развитие жизненной позиции обусловлено характером деятельности и отношениями в условиях интенсивной социальной жизни. Т. е. мы можем охарактеризовать социокультурную среду с позиций психологии как систему условий, средств и отношений, обеспечивающих формирование активных жизненных позиций личности. При этом система выступает как данность (условия жизни). Вместе с тем поиск эффективных механизмов формирования школьной социокультурной среды, где ее индивидуальные субъекты могут сосуществовать только объединенные по разнообразным признакам, требует рассмотрения межгрупповых и межличностных отношений в группах и коллективах. Исследования данной проблемы представлены в трудах [7,12,18,30,37,51,57,70,84,98,114 и др.]. |