Проверяемый текст
Кимков, Валерий Николаевич; Формирование социокультурной среды сельской гимназии как средство реализации качества образования (Диссертация 2001)
[стр. 87]

личности с ее собственной жизнью, ее личностное достижение.
На наш взгляд, жизненная позиция личности это совокупность ее отношений к жизни» [1, с.
44-45].
Одно из главных отношений, по ее мнению, ответственность.
«Кроме этого отношения, которое можно назвать ...
жизненным принципом, существует множество других отношений: отношения к другим людям, ..., отношения к труду» [1, с.45].
Отмечается, что формирование активной жизненной позиции требует участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей.
Это и культурная среда, и возможность образования и более
или менее благоприятная социальная ситуация [1, с.47].
Результат данного анализа служит истоком понимания организации жизни и деятельности индивидуальностей
процесса взаимодействия в сельском социуме как субъектов собственной жизни, выстраивающих ее на основе жизненной позиции.
Становление и развитие жизненной позиции обусловлено характером деятельности и отношениями в условиях интенсивной социальной жизни.

М ы можем охарактеризовать сельскую социокультурную среду с позиций психологии как систему условий, средств и отношений, обеспечивающих формирование активных жизненных позиций личности.
При этом система выступает как данность (условия жизни).
Вместе с тем поиск эффективных механизмов формирования
сельской социокультурной среды, где ее индивидуальные субъекты могут сосуществовать только объединенные по разнообразным признакам, требует рассмотрения межгрупповых и межличностных отношений детей и взрослых в группах и коллективах.
Исследования данной проблемы представлены в трудах
многих отечественных психологов и педагогов.
«Человек как личность формируется в группе, отмечает А.В .Петровский, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.
Значимость группы для
87
[стр. 49]

жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений мы называем жизненной позицией...
способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией.
Она представляет собой результат взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее личностное достижение.
На наш взгляд, жизненная позиция личности это совокупность ее отношений к жизни"[1, с.
44-45].
Одно из главных отношений, по ее мнению, ответственность.
"Кроме этого отношения, которое можно назвать ...
жизненным принципом существует множество других отношений: отношения к другим людям, ..., отношения к труду" [1, с.
45].
Отмечается, что формирование активной жизненной позиции требует участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей.
Это и культурная среда, и возможность образования и более,
менее благоприятная социальная ситуация [1,с.
47].
Результат данного анализа служит истоком понимания организации жизни и деятельности индивидуальностей
образовательного процесса как субъектов собственной жизни, выстраивающих ее на основе жизненной позиции.
Становление и развитие жизненной позиции обусловлено характером деятельности и отношениями в условиях интенсивной социальной жизни.

Т.
е.
мы можем охарактеризовать социокультурную среду с позиций психологии как систему условий, средств и отношений, обеспечивающих формирование активных жизненных позиций личности.
При этом система выступает как данность (условия жизни).
Вместе с тем поиск эффективных механизмов формирования
школьной социокультурной среды, где ее индивидуальные субъекты могут сосуществовать только объединенные по разнообразным признакам, требует рассмотрения межгрупповых и межличностных отношений в группах и коллективах.
Исследования данной проблемы представлены в трудах
[7,12,18,30,37,51,57,70,84,98,114 и др.].


[стр.,50]

Человек как личность формируется в группе, отмечает, А.В.Петровский является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.
Значимость группы для
личности прежде всего в том, что группа это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного распределения труда.
Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.
В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя в рамках которого она образована и функционирует" [114].
В социальной психологии наиболее распространено деление групп по размеру: большие, малые, микрогрупиы [126].
В ходе нашего исследования мы установили, что единых определений понятий "большая'’, "малая" социальная группа не существует, а есть многообразие их характеристик.
В связи с этим школьная социокультурная среда принимается нами как большая социальная группа (макросреда), которая является жизненным и социальным пространством его субъектов (теория полей), включающее систему взаимодействующих индивидуумов (малые группы).
Единицей становления социокультурной среды школы, по-нашему мнению, является малая группа.
Это связано с тем, что процессы, происходящие в них, наблюдаемы и способствуют лучшему пониманию событий в менее доступной эмпирическому изучению большой группы.
Кроме того, малая группа является мезосредой, организация которой позволяет вскрыть механизмы управления формированием социокультурной средой.
Т.
е.
макросреда школы как социокультурное жизненное пространство включает совокупность малых групп как мезосред, в которых деятельность и общение субъекта связано с решением определенных педагогических задач.
В отечественной социально-психологической литературе малая группа рас^ сматривается как сфера выявления возможности личности, проявление ее индивидуальности, как среда, в которой формируется под воздействием идей, цен50

[Back]