12 меценатства. Второй период советский, включает: 4 этап после 1917 года до 90-х годов 20 века. В годы советской власти изменяется само отношение к благотворительности, которая воспринимается как буржуазный пережиток, а не как благое деяние, потребность человека делать добро ближнему человеку2. Начало 20-х годов* XX века можно считать периодом активного развития различных общественных организаций. Советское государство считало, что эти организации в основном занимались консолидацией сил интеллигенции, а задачами новой системы должна быть, активизация общественной деятельности трудящихся. В послевоенный период и годы «оттепели» объективно складывалась ситуация, которая могла бы способствовать возрождению общественной и благотворительной деятельности. Относительная демократизация советского общества при Н.С. Хрущеве привела к созданию ряда объединений, которые со временем стали носить также характер квазиобщественных движений. Среди этих организаций можно назвать Комитет советских женщин (основан в 1956 г.), Советский фонд мира (основан в 1961 году, затем преобразован в Советский комитет защиты мира), Комитет молодежных организаций О (основан в 1956 г.) . Следует отметить и своеобразную форму благотворительности, которая существовала в этот исторический период в СССР, это шефство: помощь промышленных предприятий детским домам, школам, организациям культуры финансовыми и материальными ресурсами, направление своих специалистов для работы в этих учреждениях. К этой же стороне советской жизни относится и 1Благотворительность в России. В 2-х т. СПб., 1907, Т .. С. ХУЫУ. 2 Ульянова, Г.Н. Исследования истории российской благотворительности: Реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях / Г.Н. Ульянова // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. 3 Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях / Ю.Н. Тазьмин // С оц и ол оги чески е и ссл е д о в а н и я . 2002. № 2 |
благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц. Но, к сожалению, новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения. В первые послереволюционные годы (до 1920 г.) формально сохранились почти все дореволюционные общественные организации, хотя их деятельность не отличалась какой-либо активностью. Кроме того, возникает множество кружков, ассоциаций, действующих без юридического оформления, но закладывающих идеи благотворительности в свою работу. Несмотря на это, в годы советской власти изменяется само отношение к благотворительности как буржуазный пережиток, а не как благое деяние, потребность человека делать добро ближнему человеку [135]. Начало 20-х годов XX века можно считать периодом активного развития различных общественных организаций. Советское государство считало, что эти организации в основном занимались консолидацией сил интеллигенции, а задачами новой системы должна быть, активизация общественной деятельности трудящихся. Важнейшей задачей таких организаций становилось привлечение последних граждан к управлению различными процессами развития социалистического общества. Поощряемая в рамках новой идеологической установки, интенсивно росла общественная активность трудящихся. Переход к мирному периоду нового государственного строительства также обусловил рост числа добровольных обществ во всей стране создаются научные и технические организации, занимающиеся изучением и решение социальных проблем, популяризацией научных достижений. В частности, были созданы общества по изучению истории революционного движения, воинствующих материалистов-дуалистов [25]. Среди массовых объединений, возникших в этот период, выделяются такие, как «Долой неграмотность» (основано в 1923 г), «Друг детей» (основано в 1923г.), Общество «Друзей радио», Международная организация помощи 99 получила новый импульс. Этому обществу со стороны государства предоставлялись большие финансовые дотации на издательскую деятельность. Одновременно общественные движения все в большей степени становятся зависимыми от государственных органов и бюджетного финансирования. На внебюджетных ресурсах строила свою работу только МОПР (Международное общество помощи борцам революции, основанное в 1924 г. и просуществовавшее до 1946 г.). Его фонд пополнялся из членских взносов и отчислений от заработной платы. Помимо этих денежных поступлений, носивших зачастую обязательный характер для работников государственных предприятий, МОПР получала средства, заработанные на субботниках, и премии работников и служащих государственных учреждений [25]. «оттепели» объективно складывалась ситуация, которая могла бы способствовать возрождению общественной и благотворительной деятельности. Относительная демократизация советского общества при Н.С. Хрущеве привела к созданию ряда объединений, которые со временем стали носить также характер квазиобщественных движений. Среди этих организаций можно назвать Комитет советских женщин (основан в 1956 г.), Советский фонд мира (основан в 1961 году, затем преобразован в Советский комитет защиты мира), Комитет молодежных организаций (основан в 1956 г.) [128]. Их создание в определенной степени было инициировано сверху, поскольку советскому государству желательно было выступать на международной, арене в роли «цивилизованного» партнера, обладающего признаками демократического строя. Финансировались они за счет бюджета и принудительных членских взносов (последние составляло незначительную часть доходов организаций подобного рода), руководство осуществлялось партийными органами, а руководящие посты занимали номенклатурные работники. Во второй половине 1950-х г. активизируется появление общественной инициативы, особенно среди молодежи. Действовало и было довольно широко известно среди населения такое общество, как ДОСААФ (Добровольное 105 общество содействия армии, авиации и флоту, которое было основано в 1951 г.). Однако это общество решало задачи, возникшие в годы «холодной войны», и было создано на основании постановления Совета министров, поэтому считать его полностью самодеятельной организацией также не правомерно. Следует отметить и своеобразную скрытую форму благотворительности, которая существовала в этот исторический период в СССР, это шефство: помощь промышленных предприятий детским домам, школам, организациям культуры финансовыми и материальными ресурсами, направление своих специалистов для работы в этих учреждениях. К этой же стороне советской жизни относится и сбор всей страной урожая на совхозных полях в осенний период, что способствовало, в немалой степени развалу нашего сельского хозяйства [23]. Относиться к такой системе можно по-разному, однако определенные положительные результаты она давала. Не имея достаточных ресурсов, система социального обеспечения не могла справиться со всеми проблемами общества, а богатые предприятия могли себе позволить помочь детскому дому, хотя и по указанию свыше. В ряде случаев благотворительность по обязанности перерастала в бескорыстную действительную помощь обездоленным, о существовании которых далеко не /'всегда было • известно широкой общественности. Согласно российскому законодательству в начале XX века, добровольные благотворительные организации могли заниматься некоторой экономической деятельностью: им разрешалось приобретать и отчислять имущество, образовывать капиталы, заключать договоры. Однако при этом оговаривалось, что благотворительные общества это общества «не для дохода», и экономическая деятельность таких обществ допускалась только в том случае, если она «прямо направлена на достижение цели» обозначенной в уставе общества. Предпринимательская свобода благотворительных учреждений была ограничена, в частности, требованием помещать свои капиталы в правительственные или гарантированные правительством процентные бумаги, что ограничивало возможные доходы этих учреждений в 106 |