Проверяемый текст
Д. Ендовицкий, В. Титов, Эндаумент - фонды в системе высшего образования РФ [http://www.allrus.info/main.php?ID=551062&arc_new=1] 22 марта 2009 г.
[стр. 99]

99 управляющих компаний.
Хотя строго ограниченный круг инвестиционных инструментов и препятствует прямым злоупотреблениям, эффективная работа эндаумент-фондов невозможна финансового контроля.
без постоянного внешнего Аудиторские организации, привлекаемые к проверке отчетности некоммерческих организаций и их управляющих, решают лишь часть проблемы.
Дело в том, что целью аудита, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», является выражение
аудитором мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Вопросы эффективности ведения дел руководством фонда выходят за рамки вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в ходе ежегодного аудита.
Поэтому, на наш взгляд, учредителям фондов следует расширять стандартные условия
оказание услуг, включая в задачи эффективности формирования и использования целевого капитала с обязательным представлением отчетов как самим фондам (их совету по использованию целевого капитала), так и жертвователям, а также финансируемым за счет средств фондов учреждениям высшего образования.
В первые годы функционирования эндаументов целесообразно проводить более частые аудиторские проверки, например раз в полугодие, а также заключать договоры на проведение инициативного аудита, даже если размер целевого капитала в доверительном управлении не достигает предельной величины, установленной Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Однако не следует забывать, что средняя стоимость аудиторской проверки
(500-1500 тысяч рублей у крупных, заслуживающих доверия аудиторов) может быть сопоставима с активами небольшого эндаумента и превышать годовые доходы далее средних по размеру фондов (с учетом законодательно установленных ограничений на долю управленческих расходов в доходах от доверительного управления).
Это обстоятельство существенно ограничивает
[стр. 1]

С момента вступления в силу федерального закона от 30.12.2006 г.
N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" в российском вузовском и научном сообществе возник интерес к так называемым эндаументам (эндаумент-фондам) как к новому перспективному инструменту финансовой поддержки высшего образования.
Эндаументы, или эндаумент-фонды (фонды целевого, или ресурсного капитала) формируются за счет благотворительных пожертвований для осуществления некоммерческих проектов.
Как правило, эндаументы создаются для финансирования организаций образования, здравоохранения и культуры.
Такие фонды в международной практике обычно инвестируют свои средства с целью получения дохода, который за вычетом расходов на управление фондом полностью направляется на цели, предусмотренные учредителями.
Эндаументы от обычной благотворительности отличает целевой характер и конкретное направление деятельности (поддержка определенной организации, например, одного университета), и способ управления денежными средствами путем их предварительного инвестирования.
Основной причиной возникновения эндаументов можно считать желание благотворителей обеспечивать стабильное финансирование целевой деятельности при разовых пожертвованиях.
Широкое распространение фонды целевого капитала получили прежде всего в тех странах, где государственная поддержка образования, науки и культуры исторически отсутствует, а культурные традиции поощряют частную благотворительность.
В США эндаументы возникли впервые как способ поддержки высшего образования.
На сегодняшний день в таких фондах аккумулированы значительные средства, например, в эндаумент-фонд Гарвардского университета (исторически первый и самый крупный) вложено более 24 миллиардов долларов, Йельского около 13 миллиардов, фонды Принстонского и Стэнфордского университета располагают более чем 10 миллиардами долларов каждый.
Национальный фонд искусств США, организованный на основе эндаумента, располагает более чем миллиардами долларов и выполняет функций отсутствующего в этой стране Министерства культуры.
Такие объемы финансовых ресурсов позволяют крупным эндаументам эффективно выполнять свои функции.
По доступной статистике, средняя доходность инвестиций эндаумент-фондов составляет около 10-11% годовых (данные США), ставка выплат на основные цели деятельности фонда около 5% (от суммы его активов), таким образом, примерно половина доходов фонда реинвестируется.
Часть реинвестируемых доходов поглощается инфляцией, что при эффективном управлении фондом обеспечивает годовой прирост его активов в пределах 1-2% в реальном выражении.
В результате, например, десятимиллиардные эндаументы Принстона и Стэнфорда обеспечивают до 500 млн.
долларов ежегодного финансирования этих университетов.
Ограничения на порядок формирования и на условия использования целевого капитала Закон накладывает ряд ограничений как на порядок формирования, так и на условия использования целевого капитала.
Во-первых, круг целей, для которых могут формироваться фонды целевого капитала, ограничен сферами образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела и социальной помощи.
Также ограничен размер и статьи расходов на управление некоммерческой организацией собственником целевого капитала, финансируемых за счет доходов от его инвестирования.
Согласно ст.
3 Федерального закона, на управленческие расходы может направляться не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год.
Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет.
В состав управленческих расходов некоммерческих организаций входят: o оплата аренды помещений, зданий и сооружений; o расходы на приобретение основных средств и расходных материалов; o расходы на проведение аудита; o расходы на выплату заработной платы работникам некоммерческой организации; o прочие расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, включая расходы на приобретение услуг по управлению.
Более существенные ограничения накладываются на варианты инвестирования и порядок использования целевого капитала.
Организация собственник целевого капитала не вправе расходовать более 10% его основной суммы ежегодно, не считая доходов от доверительного управления.
Реинвестирование доходов от управления целевым капиталом также ограничено: не допускается реинвестировать более 50% такого дохода за два года подряд.
Организация обязана составлять финансовый план использования доходов от целевого капитала, отклонения от которого также не допускаются.
Доверительный управляющий вправе вкладывать средства целевого капитала только в ликвидные и относительно низкорискованные финансовые активы, перечисленные в ст.
14 Федерального закона: o государственные ценные бумаги РФ и субъектов федерации; o государственные ценные бумаги иностранных государств, в которые могут вкладываться средства Стабилизационного фонда РФ; o акции и облигации российских открытых акционерных обществ, ипотечные ценные бумаги, паи паевых инвестиционных фондов (с ограничениями), если указанные ценные бумаги обращаются на организованном рынке; o депозиты в рублях и иностранной валюте, а также объекты недвижимого имущества.
Следует отметить, что в действующем законодательстве слабо прописан механизм доверительного управления нефинансовыми активами (земельными участками, объектами недвижимости и пр.), полученными эндаумент-фондом в качестве пожертвований.
А от такого рода лизинговых платежей по переданным в аренду объектам долгосрочных нефинансовых активов и земельным участкам могут генерироваться весьма значительные доходы, причем с минимальным риском.
Доверительный управляющий целевым капиталом обязан контролировать размер чистых активов фонда и представлять ежегодную отчетность организации собственнику средств и жертвователям, однако требование обязательного аудита на него распространяется, только если сумма активов в управлении превышает 45 млн.
рублей.
Также, несмотря на наличие прямого запрета на операции доверительного управляющего с аффинированными лицами, не определен механизм контроля и предотвращения таких операций.
Однако учредители управления могут предусмотреть договором проведение инициативного аудита доверительного управляющего и утвердить с этой целью кандидатуру заслуживающего их доверия аудитора.
Отчетность самой некоммерческой организации подлежит обязательному ежегодному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает 20 млн.
рублей (в оценке на конец отчетного года).
Сумма формируемого целевого капитала не может быть менее 3 млн.
рублей.
Если на счет некоммерческой организации в течение года с момента первого пожертвования поступит менее 3 млн.
рублей, средства подлежат возврату жертвователям.
Если же сумма пожертвований достигает 3 млн.
рублей, они подлежат обязательной передаче в доверительное управление (в течение 2 месяцев с данного момента).
Такое ограничение является достаточно обоснованным, поскольку при средней доходности целевого капитала в 10% годовых (за вычетом расходов на управление и т.п.) целевой капитал в 3 млн.
рублей обеспечивает не более 300 тыс.
рублей ежегодных поступлений (600 тыс.
рублей при использовании основной суммы капитала).
Маловероятно, что меньшие суммы поступлений будут представлять существенную ценность для финансируемых организаций в сравнении с прямыми пожертвованиями.
Проблемы создания и использования средств эндаументов в российской практике Технические проблемы связаны с особенностями законодательного регулирования эндаументов России.
Так, для создания эндаумент-фонда требуется регистрация отдельного юридического лица некоммерческой организации, утверждение ее устава, выбор членов совета по управлению целевым капиталом, а также доверительного управляющего.
Фундаментальные проблемы использования эндаумент-фондов в высшем образовании связаны с особенностями экономической ситуации и социальными приоритетами состоятельных граждан и организаций потенциальных жертвователей.
В первую очередь, достаточно трудно организовать процесс формирования целевого капитала с тем, чтобы собрать пожертвований даже на минимальную сумму 3 млн.
рублей.
Благотворительность в нашей стране, к сожалению, не является социально одобряемой и общепринятой традицией.
Кроме того, только крупнейшие вузы (как правило, московские) располагают достаточными связями в бизнес-сообществе, включая личные контакты с состоятельными выпускниками.
Для "среднего" российского вуза не приходится говорить даже о миллионе долларов средств эндаумент-фонда, а активы Гарвардского или Йельского эндаументов вообще сопоставимы с годовыми бюджетами некоторых субъектов федерации.
Исключение составляют региональные российские вузы, деятельность которых в существенной степени аффилирована от высшего руководства администрации субъекта федерации (политический и административный инструмент наполнения эндаумента) и зависит от прямой заинтересованности в вузе крупнейших сырьевых и перерабатывающих компаний (например, таких как ОАО "СЕВЕРСТАЛЬ", ОАО "ЛЕБЕДИНСКИЙ ГОК", ОАО "НЛМК", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Норильский никель" и др.).
Учитывая ограничения на доступные инструменты инвестирования, маловероятно, что чистая реальная доходность российского эндаумента превысит 10-15% годовых (за вычетом инфляции).
При невысокой доходности и запрете на реинвестирование более 50% номинальных доходов фонда его активы будут постепенно истощаться, тогда как возможности дополнительных денежных поступлений существенно ограничены.
При этом российские вузы с их насущными финансовыми проблемами, возможно, предпочли бы немедленно использовать, допустим, 20 млн.
рублей средств эндаумент-фонда, вместо того, чтобы в течение 10 лет получать по 2 млн.
рублей доходов от доверительного управления.
Доходная часть бюджета крупного регионального вуза находится в пределах 1 млрд.
рублей (включая государственное и внебюджетное финансирование), а дополнительные финансовые потребности (связанные с капитальным строительством, внедрением инновационных образовательных технологий, закупкой современного научного оборудования и перспективными программами развития вузов), не покрываемые денежными поступлениями, могут составлять 40-70% от этой суммы.
В сравнении с этими величинами годовые доходы от эндаументов с целевым капиталом 100 млн.
рублей (крупная сумма пожертвований, доступная далеко не каждому вузу) представляются незначительными.
Например, размер наиболее известного и крупнейшего на сегодняшний день эндаумента Финансовой академии при Правительстве РФ составляет 8 млн.
долларов (к концу года ожидается до 15 млн.
долларов).
Причем по словам известного бизнесмена одного из учредителей эндаумента М.
Прохорова, в первую очередь нужно поддерживать профессорско-преподавательский состав: "Профессора должны чувствовать себя комфортно, а для этого им нужно зарабатывать никак не меньше $2000-3000 в месяц" [1, 2].
Другие создаваемые эндаументы вузов значительно меньше.
Формируемый фонд МГИМО может составить не менее 30-50 млн.
рублей, однако на текущий момент внесен только взнос в 3 млн.
рублей из средств фонда В.
Потанина.
Интересно, что сам В.
Потанин рассматривает фонд как "эффективный финансовый рычаг в руках Попечительского совета МГИМО", а не как будущий существенный источник финансирования.
(Справка редакции сайта Viperson.ru На самом деле к настоящему моменту в фонд МГИМО были пожертвованы средства в размере 16 млн.
долларов.
Ознакомиться с именами жертвователей и размерами их взносов Вы можете здесь: http://www.mgimo.ru/about/board_of_trustees/document12332) Большинство учредителей фондов говорят о поддержке за их счет только профессорского состава или конкретных образовательных программ, о сколько-нибудь масштабном финансировании деятельности вузов речи не идет.
Для сравнения, Гарвардский университет покрывает за счет эндаумент-фонда около трети своих расходов [1], другие крупные университеты США до 40-50%.
Если бы приведенному выше в качестве примера "крупному региональному вузу" потребовалось заместить государственное финансирование (около 50% денежных поступлений) доходами от целевого капитала, требуемый размер эндаумента составил бы 5-10 млрд.
рублей.
К таким пожертвованиям пока не готовы ни российские благотворители, ни российское вузовское сообщество.
Эффективная работа эндаумент-фондов невозможна
без постоянного внешнего финансового контроля.
Аудиторские организации, привлекаемые к проверке отчетности некоммерческих организаций и их управляющих, решают лишь часть проблемы.
Дело в том, что целью аудита, в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности", является выражение
мнения аудитором о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Вопросы эффективности ведения дел руководством фонда выходят за рамки вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в ходе ежегодного аудита.
Поэтому, на наш взгляд, учредителям фондов следует расширять стандартные условия
договоров на оказание аудиторских услуг, включая в них задачи аудита эффективности формирования и использования целевого капитала с обязательным предоставлением отчетов как самим фондам (их совету по использованию целевого капитала), так и жертвователям, а также финансируемым за счет средств фондов учреждениям высшего образования.
В первые годы функционирования эндаументов целесообразно проводить более частые аудиторские проверки, например, раз в полугодие, а также заключать договоры на проведение инициативного аудита, даже если размер целевого капитала в доверительном управлении не достигает предельной величины, установленной Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Однако не следует забывать, что средняя стоимость аудиторской проверки
(от 500 1500 тыс.
рублей у крупных, заслуживающих доверия аудиторов) может быть сопоставима с активами небольшого эндаумента и превышать годовые доходы
даже средних по размеру фондов (с учетом законодательно установленных ограничений на долю управленческих расходов в доходах от доверительного управления).
Это обстоятельство существенно ограничивает
перспективы внешнего аудиторского контроля деятельности некоммерческих организаций, использующих фонды целевого капитала

[Back]