Проверяемый текст
Дюндик, Юрий Николаевич. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ (Диссертация 1998)
[стр. 135]

трудного воина.
Причинами превентивных нарушений являются: низкий уровень■ психолого-педагогической подготовленности офицеров; формализм в превентивной деятельности; противоречивость, сложность и многоаспектность процесса профилактики суицидальных явлений и др.
К классу антипревентивных действий некоторых офицеров относятся действия и поступки, которые ведут к увеличению вероятности суицидального поведения подчиненных.
В своей превентивной деятельности они совершают действия, которые противоречат сущности и содержанию процесса педагогической профилактики суицида, нарушают его методику и характеризуются бездействием и непринятием превентивных мер, заменяющихся грубостью, бестактностью, высокомерием, неуважительным отношением к трудным воинам и
желанием избавиться от них.
Являются педагогически недопустимыми в превентивной деятельности с солдатами группы суицидального риска: прямое и косвенное выражение к ним антипатий и неприязни; публичное и индивидуальное выпячивание и высмеивание их затруднений и недостатков; общение с ними на повышенных тонах; игнорирование их проблем; отказ в требуемой педагогической помощи, как обратившемуся * к офицеру солдату, так и сигнализирующему о своем неблагополучии по внешнима признакам.
Причинами антипревентивных действий являются: "боязнь" военнослужащих группы суицидального риска и нежелание работать с ними по принципу "чему быть, того не миновать"; педагогическая беспомощность отдельных
коман-■Р диров в работе с трудными солдатами; неорганизованность и нежелание приобретать необходимые знания, навыки и умения превентивной деятельности; непонимание важности и отсутствие интереса к проблеме профилактики суицида; низкая эффективность мероприятий вышестоящего командования, проводимых по линии командирской и общественно-государственной подготовки офицеров и общего руководства организацией процесса педагогической профилактики суицидальных явлений в частях; дефицит психолого-педагогической литературы по вопросам суицидальной превенции и другие.
Проведенное исследование показало также, что встречающиеся у командиров педагогически некорректные превентивные действия проявляются, в том числе и все вместе, в комплексе.
Так, характерным примером этого служит факт исповедования лейтенантом К., старшим лейтенантом А.
и некоторыми другими офи
[стр. 111]

ное завышение или *занижение оценок по боевой и общественногосударственной подготовке; стремление "исправить" военнослужащего, преувеличивая возможности проявления его положительных качеств и недооценивания влияния отрицательных факторов; отсутствие дифференцированного подхода к различным категориям трудных воинов и неумение выделить типичные признаки суицидального риска.
В самом общем плане причины, порождающие превентивные ошибки, сводятся к следующему: недостаточное знание основ психологии личности и воинского коллектива; педагогические заблуждения в решении сложных превентивных задач; неадекватное завышение или занижение сложности превентивных задач несоответствующее степени трудности подчиненных; субъективизм офицеров в оценке своей деятельности и поведения воинов и т.д.
Превентивными нарушениями являются действия командиров, не учитывающие закономерности и логику процесса педагогической профилактики суицидальных явлений, вносящие в него поспешность и дезорганизованность и сни' f жающие его конечные результаты.
К ним, прежде всего, относятся: раздражи-L тельная реакция офицеров на признаки социальной дезадаптированности молодых матросов; стандартные и бестактные воздействия на трудных воинов; неумение и нежелание включить дезадаптированных военнослужащих в инте-щ ресную для них деятельность; игнорирование индивидуальной воспитательной работы; не использование работы актива и нештатных превентивных групп в подразделении; неумение выявить и задействовать внутренние антисуицидальные факторы каждого трудного воина.
Причинами превентивных нарушенийа являются: низкий уровень психолого-педагогической подготовленности офицеров; формализм в превентивной деятельности; противоречивость; сложность и + многоаспектность процесса профилактики суицидальных явлений и др.
К классу антипревентивных действий некоторых офицеров относятся действия и поступки, которые ведут к увеличению вероятности суицидального поведения подчиненных.
В своей превентивной деятельности они совершают действия, которые противоречат сущности и содержанию процесса педагогической профилактики суицида, нарушают его методику и характеризуются бездействием и непринятием превентивных мер, заменяющихся грубостью, бестактностью, высокомерием, неуважительным отношением к трудным воинам и '
I желанием избавиться от них (См.: §-3 III гл.).
Являются педагогически недопус-' I е , .
' тимыми в превентивной деятельности с матросами группы суицидального

[стр.,112]

112 риска: прямое и косвенной выражение к ним антипатий и неприязни; публичное и индивидуальное выпячивание и высмеивание их затруднений и недостатков; общение с ними на повышенных тонах; игнорирование их проблем; отказ в требуемой педагогической помощи, как обратившемуся к офицеру матросу, так и "сигнализирующему" о своем неблагополучии по внешним признакам.
Причинами антипревентивных действий являются: "боязнь" военнослужащих группы суицидального риска и нежелание работать с ними по принципу "чему быть, того не миновать"; педагогическая беспомощность отдельных
командиров в работе с трудными матросами; неорганизованность и нежелание приобретать необходимые знания, навыки и умения превентивной деятельности; непонимание важности и отсутствие интереса к проблеме профилактики суицида; низкая эффективность мероприятий вышестоящего командования, проводимых по линии командирской и общественно-государственной подготовки офицеров и общего руководства оргаV низацией процесса педагогической профилактики суицидальных явлений на кораблях; дефицит психолого-педагогической литературы по вопросам суицидальной превенции и другие.
Проведенное исследование показало также, что встречающиеся у командиров педагогически некорректные превентивные действия проявляются, в том числе и все вместе, в комплексе.
Так, характерным примером этого служит факт исповедования лейтенантом К., старшим лейтенантом А.
и некоторыми другими офицерами
теории так называемой "отвлекающей профилактики, гиперконтроля и мужского типа "флотского воспитания".
Суть ее состояла в том, что у этих офице-V ров сложилось упрощенное, поверхностное понимание возможности предупредить суицидальные явления среди подчиненных.
По их мнению, сложнейшая проблема предупреждения самоубийств матросов на корабле может быть без особого труда решена, если они будут загружены работой "от подъема до отбоя", чтобыI не возникали “подобные” мысли, при этом, как они считают, необходимо предъявлять строгий повседневный контроль и жесткую "мужскую" требовательность к службе подчиненных.
Как показало исследование, реальное осуществление такой "отвлекающей » профилактики и гиперконтроля", нарушение элементарных психогигиенических требований к режиму труда и отдыха, постоянное психологическое давление командира на подчиненного, может привести к физическому и психолоI ' гическому истощению организма, повышая вероятность суицидальных явлений.

[Back]