Проверяемый текст
Дюндик, Юрий Николаевич. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ (Диссертация 1998)
[стр. 49]

та РФ, наиболее неблагоприятная ситуация в 1999г.
сложилась в республике МариЭл, на Алтае, в Башкирии,
Удмуртии, Кировской, Калининградской, Архангельской и Свердловской областях, где уровень суицида был в пределах от 43 до 52 случаев на 100 тыс.
населения.

Еще одним парадоксальным с точки зрения мировых данных демографическим фактором суицидального риска, характерным для стран бывшего СССР, является тот факт, что распространенность суицида в целом по стране сейчас выше среди представителей сельской местности.
Так, в
1999 году в России уровень самоубийств в городе равнялся 23,9, в то время как на селе 31,3 человек на 100 тыс.
населения.
Анализ данных демографических факторов позволяет предварительно предположить большую вероятность суицидального риска у военнослужащих, призванных из районов РФ с неблагоприятными показателями по суициду, т.е.
имеет
определенную диагностико-прогностическую ценность 111.
Одной из главных демографических особенностей воинских коллективов является тот факт, что подавляющее большинство из них состоит из мужчин.
Между тем, как показал анализ источников, мужчины совершают законченные самоубийства в среднем в 3-4 раза чаще, чем женщины
/8/.
Причем эта закономерность характерна во всех
возрастно-половых группах большинства стран мира 151.
Проведенный анализ выявил несомненную опосредованность суицидальных явлений социокультурными факторами.
По мнению А.Г.Амбрумовой и С.В.Бородина
(1981), мотивы суицидального поведения находятся в соответствии с
социальные смыслом суицида, и в них отражаются не только особенности данного индивидуального сознания, но характеристики массового сознания, переработанные индивидом как носителем данной культуры или субкультуры.
Мифология, религия, культура
разные стран и народов демонстрируют порой диаметрально противоположное отношение к явлению самоубийства, продуцируя соответствующие нормы в отношении него, которые затем усваиваются людьми /8/.
Кроме того, важным фактором, определяющим отношение человека к самому явлению суицида и к выбору им способов реализации суицидальных намерений являются
эстетические и этические представления /10/, поэтому проблема профилактики суицида является весьма деликатной и интимной.
Более того, выделим крайнюю точку зрения
/Г.С.
Аванесов, 1994), согласно которой самоубийство от
[стр. 35]

<* пая ситуация в 1993 г.
сложилась в республике Мари-Эл, на Алтае, в Башкирии,
муртии, Кировской, Калининградской, Архангельской и Свердловской областях уровень суицида был в пределах от 43 до 52 случаев на 100 тыс.
населения.

35 N т Еще одним парадоксальным с точки зрения мировых данных демографическим фактором суицидального риска, характерным для стран бывшего СССР, является тот факт, что распространенность суицида в целом по стране сейчас выше среди представителей сельской местности.
Так в
1989 году в России уровень самоубийств в городе равнялся 23,9, в то время как на селе 31,3 человек на 100 тыс.
населения1.
Анализ данных демографических факторов позволяет предварительно предположить большую вероятность суицидального риска у военнослужащих, призванных из районов РФ с неблагоприятными показателями по суициду, т.е.
имеет
прогностическую ценность.
диагностикоОдной из главных демографических особенностей воинских коллективов является тот факт, что подавляющее большинство из них состоит из мужчин.
Между тем, как показал анализ источников, мужчины совершают законченные самоубийства в среднем в 3-4 раза чаще, чем женщины .
Причем эта закономерность характерна во всех
воззрастно-половых группах большинства стран мира .
анализ выявил несомненную опосредованность суицидальных явлений социо-культурными факторами.
По мнению А.Г.Амбрумовой и С.В.Бородина
находятся в соответствии с социальным(1981), мотивы суицидального поведет смыслом суицида, и в них отражаются не только особенности данного индивидуально го сознания, но характеристики массового сознания, переработанные индивидом как• I носителем данной культуры или субкультуры .
Мифология, религия, культура
разных стран и народов демонстрируют порой диаметрально противоположное отношение к явлению рые затем усваиваются людьми .
продуцируя соответствующие нормы в отношении него,
кото5 V# 1См.: Численность, состав и движение населения РСФСР в 1989 г.
M.,199Q С.
202-208.Л .
.
.
Справедливости ради необходимо заметить, что в то же время женщины в 2 раза чаще чем мужчины совершают суицидальные попытки.
—Прим.
авт.
3См.: Добровольский Ю.А.
Здоровье населения мира в XX веке.
-М.Д968 .;HendinH.
Suicide in America.
-N.Y.,1985.
4 См.: Амбрумова А.Г., Бородин С.Б.
Суицидологические исследования в СССР: состояние и проблемы // Актуальные проблемы суицидологии.
-М., 1981-С.13-14.
5Проникновение западной культуры и стереотипов жизни приводит, как отмечают зарубежные исследователи, к противоречию между относительной бедностью жизни большинства людей и великолепием экранной жизни, У молодых людей развивается состояние «аномической депрессии», характеризующееся аномией отсутствием приемлемых норм управляемого поведения и спутанностью культурной идентичности, хроническим состоянием раздражения и неудовлетворенности жизнью, отсутствиемуважения:к себе и цели, потерей надежды на лучшее будущее.
Аномия сопровождается t I

[стр.,36]

Кроме того, важным фактором, определяющим отношение человека к самому явлению суицида и к выбору им способов реализации суицидальных намерений являются его эстетические и этические представления , поэтому проблема профилактики суицида является весьма деликатной и интимной.
Более того, выделим крайнюю точку зрения
(С.С.
Аванесов,1994), согласно которой самоубийство относится исключительно к области этики, а его осмысление и предупреждение возможно только в рамках религиозно-метафизического подхода Представляется, что рассмотрение детерминации суицидальных явлений будет неполным, если при анализе самоубийств военнослужащих исходить только из перечисленных социально-экономических, политических, духовных, демографических и социо-культурных факторов.
Они, как показало исследование, важны для решения проблемы педагогической профилакгики суицида.
Однако, для понимания сущности, закономерностей и динамики суицидальных явлений в воинских коллективах, как свидетельствует практика и опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблеме, большое значение имеет знание офицерами социально-педагогических и психологических причин формирования и проявления суицидального поведения у личного состава.
Изучение биографических особенностей 44 военнослужащих, совершивших суицидальные попытки и завершенные самоубийства в обследуемых частях за период с 1992 по 1997 год, анализ специальной литературы по теме исследования позволили выявить ряд социально-педагогических причин проявления суицидального поведения у военнослужащих, к которым, как представляется, можно отнести недостатки семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, негативное влияние бесцельного времяпрепровождения на улице, низкое состояние военно-патриотического воспитания и др.
также потерей способности культурно приемлемыми способами справляется со стрессовыми состояниями в жизни, на фоне которых развивается злоупотребление алкоголем, потеря остатков гордости и возможные насилие и суицид.
См.
Иек-Adll L/ Juvenile alcohol use and selfdestmctive behavior in northern populations: A crossculturai comparison // Arctic Med Research.
19SS, Yol.47, #L-P.604-610.
1См.: Трегубов Л.З., ВагинЮ.Р.
Эстетика самоубийства.
Пермь, 1993.
2 «Самоубийство есть акт, берущий начало в индивидуальной душе, ибо оно есть ПОСТУПОК, ведь именно душа есть ПРИЧИНА (источник, начало) жизни.
Только с религиозно-метафизической точки зрения самоубийство может быть рассмотрено целостно, последовательно и адекватно.
ПРОФИЛАКТИКА же самоубийства, решительно исключающая метафизические вопросы из сферы своего ведения (как это сейчас имеет место в психологии и психиатрии) бросает на произвол судьбы тех потенциальных самоубийц, которым потребно именно МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ УТЕШЕНИЕ, которым необходимо видеть основания жизни более нерушимые, чем общественная польза или собственное физическое здоровье.
В конце концов, именно религиозно-метафизические аргументы против самоубийства являются абсолютным, а потому и последним средством борьбы с добровольной смертью».
См.: Аванесов С.С.
Самоубийство, как философская проблема.
Автореф.
дис...
канд.
филос.
наук.
ТомскД994.
-C J3.


[стр.,177]

177 В.Вахов (1994), признавая тот факт, что самоубийство беспричинным не бывает, под причинами суицида также рассматривает мотивы.
Ю.И.Соседко и С.В.Пустовалов (1994) не видят разницы между поводом и мотивом самоубийства, расценивая их как «внешний толчок, под влиянием которого совершается суицидальный акт».
Эти авторы считают, что как повод, так и мотив нельзя «путать с причинами самоубийства, которые всегда лежат глубже».
М.П.
Мелентьев и А.П.Тищенко (1994) считают, что «вполне оправданно с научной точки зрения выделить отдельную причину в качестве доминирующей в генезисе формирования суицидальных тенденций личности на основе объективных данных».
Однако установление непосредственной причины самоубийства, в равной мере, как и способствующих ему обстоятельств, крайне затруднительно.
Ведь спросить суицидента и попытаться точно узнать от него эту информацию уже нельзя.
Остается только одно —работа по выяснению этих важных моментов у окружения суицидента, хорошо его знавшего, особенно в последнее время (в первую очередь —это близкие,* друзья, коллеги по работе и т.п.).
Однако полученная таким образом информация далеко не всегда объективна и, как справедливо считает А.А.Зайцев (1938), обязательно требует дополнительной проверки.
Подобное понимание проблемы было представлено Э.Дюркгеймом в монографии «Самоубийство» еще в конце прошлого века (1897).
В частности, в ней знаменитый французский социолог писал: « ...определяющие мотивы, которым, правильно или неправильно приписывается самоубийство, в действительности не являются настоящими его причинами».
Если условия и причина внешние детерминанты суицидальной смерти —всегда объективны, то мотив —наоборот, всегда субъективен.
Причина —это собственно то, что послужило основанием для мотива самоубийства.
Мотив, как известно, означает не только побуждение к деятельности, но и осознание причины, лежащей в основе выбора действий и поступков личности.
По мнению А.Г.
Амбрумовой и С.В.Бородина (1981), мотивы суицидального поведения находятся в соответствии с
социальным смыслом суицида, и в них отражаются не только особенности данного индивидуального сознания, переработанные индивидом как носителем данной культуры или субкультуры.
И в этом смысле мотив есть не что иное, как субъективно оцененная и переработанная информация, которая не всегда соответствует, а иногда даже и расходится с I

[Back]