Проверяемый текст
Дюндик, Юрий Николаевич. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ (Диссертация 1998)
[стр. 82]

2.2.
Диагностика и прогнозирование суицидального поведения военнослужащих
в I II периодах службы Реализация модели процесса педагогической профилактики в экспериментальных подразделениях частей предполагала в качестве одной из своих составных частей осуществление педагогической диагностики и прогнозирования виска суицидального поведения личного состава подразделений.
При рассмотрении данной проблемы диссертационного исследования были использованы теоретические и практические выводы и рекомендации, содержащиеся в работах А.Г.
Амбрумовой, А.В.
Барабанщикова, Б.П.
Битиноса, А.В.
Боенко, В.И.
Вдовюка, В.Н.
Герасимова, Н.К.
Голубева, П.П.
Дерюгина,
Ю.М.
Кудрявцева, И.А.
Липского, А.Е.
Личко, В.А.
Тихоненко, В.Е.
Уткина и других ученых, разрабатывающих эти вопросы в рамках различных отраслей педагогической и психологической науки /2, 16, 29, 38,44, 54, 92, 102, 103, 104, 141/.
Анализ этих специальных литературных источников показал, что педагогическое диагностирование и прогнозирование суицидального поведения военнослужащих является сложным и комплексным видом превентивной деятельности различных категорий офицеров.
Ее сложность заключалась в том, что диагностика и прогнозирование базировались на содержательных, организационных и методических основах превентивной педагогики, строились с учетом психологопедагогических особенностей процесса изучения трудной личности воина,
осуществлялись неразрывно и в комплексе.
Комплексный характер диагностической и
I прогностической деятельности определялся тем, что она включала разнообразныеN знания теории и практики педагогической, психологической, медицинской и социологической наук.
Педагогизация диагностики и прогнозирования проявлялась в наполнении административных мер превентивных влияний воспитательным, перевоспитательным и профилактическим содержанием, переносе акцента превентивной работы в плоскость "обращенности" к трудной личности, а не отчужденности от нее.
Учет достижений смежных в данной проблеме наук позволил предвидеть возможные варианты проявления
суицидального поведения военнослужащих и конструктивно решать сложные задачи упредительного характера.
Как показала практика, в современных условиях практически исчерпаны возможности сколько-нибудь существенных экстенсивных резервов в превентив
[стр. 121]

§ 2.
Диагностика и прогнозирование суицидального поведения военнослужащих.

Реализация модели процесса педагогической профилактики в экспериментальных подразделениях
кораблей предполагала в качестве одной из своих составных частей осуществление педагогической диагностики и прогнозирования риска суицидального поведения личного состава подразделений.
При рассмотрении данной проблемы диссертационного исследования были использованы теоретические и практические выводы и рекомендации, содержащиеся в работах А.Г.
Амбрумовой, А.В.
Барабанщикова, Б.П.
Битиноса, А.В.
Боенко, В.И.
Вдовюка, В.Н.
Герасимова, Н.К.
Голубева, П.П.
Дерюгина,
И.Д.
Липского, А.Е.
Личко, В.А.
Тихоненко и других ученых, разрабатывающих эти вопросы в рамках различных отраслей педагогической и психологической науки.1 Анализ этих специальных литературных источников показал, что педагогическое диагностирование и прогнозирование суицидального поведения военнослужащих является сложным и комплексным видом превентивной деятельности различных категорий офицеров.
Ее сложность заключалась в том, что диагностика и прогнозирование базировались на содержательных, организационных и методических основах превентивной педагогики, строились с учетом психолого-педагогических особенностей процесса изучения трудной личности воина,
л осуществлялись неразрывно и в комплексе.
Комплексный характер диагностической и
прогностической деятельности определялся тем, что она включала разнообразные знания теории и практики педагогической, психологической, медицинской и социологической наук.
Педагогизация диагностики и прогнозирования проявлялась в наполнении административных мер превентивных влияний воспитательным, перевоспитательным и профилактическим содержанием, переносе акцента превентивной работы в плоскость "обращенности" к трудной личности, а не отчужденности от нее.
Учет достижений смежных в данной проблеме наук позволил предвидеть возможные варианты проявления
суици1 См.: Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.
Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации.
М., 1981; Барабанщиков А.В., Дерюгин ILIL Педагогическая диагностика.
М., 1995; Битинас БЛХ, Голубев Н.К.
Введение в диагностику воспитания.
М.31989;Боенко А.В.
Суицидальное поведение военнослужащих...М., 1993; ВдовюкВ.И.5Герасимов В.Н.
Педагогические аспекты перевоспитания...
М., 1991; Герасимов В.Н.
Развитие превентивной теории и практики...
М.51996; Липский И.А.
Прогнозирование в военной педагогике.
М.?1993; Личко А.Е.
Психопатии и акцентуации характера...
Л.51977.


[стр.,122]

дального поведения военнослужащих и конструктивно решать сложные задачи предупредительного характера.
Как показала практика, в современных условиях практически исчерпаны возможности сколько-нибудь существенных экстенсивных резервов в превентивной
деятельности офицеров с матросами группы суицидального риска.
В работе с ними, как показывают специальные исследования, необходим решительный поворот к интенсификации воспитания и профилактики, в том числе переход от "педагогики мероприятий", "различных комплексов практических мер" к гибкому и оперативному упреждению суицидальных проявлений военнослужащих на основе диагностической и прогностической деятельности офицеров на кораблях и в подразделениях.
Между тем, педагогическое диагностирование и прогнозирование суицидального поведения военнослужащих не заняли должного места в превентивной практике офицеров.
Полученные результаты свидетельствуют, что 12% командиров затруднялись в выделении среди своих подчиненных "группы суицидального риска", 57% в недостаточной степени знали индивидуальные особенности своих подчиненных.
Так 15% опрошенных офицеров не знали есть ли среди их подчиненных матросы с нервно-психической неустойчивостью, 12% затруднялись ответить имеют ли их воспитанники существенные недостатки в общем и физическом развитии, 25% командиров не знали имеют ли их подчиненные родственников, совершивших самоубийство2.
Причины слабого I • • состояния диагностической и прогностической деятельности командиров подразделений заключались с одной стороны, в недостаточной пока еще мотивации к данному виду превентивной деятельности; с другой объяснялись отсутствием научно обоснованных программ изучения личности военнослужащих иI практически применимых командиром методов исследования; с третьей в низкой практической направленности и "нетехнологичности" преподаваемой в вузах дисциплины "Военная психология и педагогика", отсутствия в ней до сих пор раздела посвященного как профилактике отклоняющегося поведения в целом, так и суицидального поведения в частности и, как следствие этого, в низкой психолого-педагогической подготовленности выпускников ввмузов к работе с данной категорией подчиненных.
122 2 В случае самоубийства матроса Т.
командир корабля капитан 2 ранга Б.
и заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга Г.
лишь на похоронах матроса узнали, что в его семье четверо родственников повесились, в том числе родной брат.
Сам матрос Т.
не один раз высказывал сослуживцам мысль о возможности самоубийства.
—Прим.
авт.
j

[Back]