19 кивалось также важное значение воспитания, образования, «развлечений и отдыха для ума» и др. При этом научный вклад А.Смита в этой области остается наиболее крупным из всего того, что было сделано в политической экономии того времени. Впервые обстоятельный научный анализ способностям человека к труду дал К.Маркс. Он разработал собственный подход к изучению трудовой деятельности человека на основе теории о рабочей силе как переменном капитале. Формированию и развитию трудовых способностей К.Маркс придавал первостепенное значение не только потому, что без знаний этого невозможно, по его мнению, раскрыть тайны капиталистического производства и воспроизводства в целом, но и потому, что сами эти способности являются «главным накопителем богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда» [93, Т.46, С.306]. Таким образом, развитые физические и духовные свойства и качества человека Маркс считал «действительным богатством», «главной производительной силой общества» [93, Т. 46, С. 306]. Занимаясь исследованием рабочей силы, К.Маркс подразумевал под этой категорией не какие-либо слои населения, как толковали данное понятие представители английской школы политэкономии, а купленную предпринимателем часть совокупных творческих качеств работников. Рабочая сила это «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [93, Т.23, С. 178]. Он подчеркивал, что рабочая сила не существует вне человека и неотрывна от него, так как представляет собой свойства индивида. Как физические, так и духовные способности человека к труду в свою очередь состоят, по Марксу, из ряда самостоятельно фиксируемых, хотя и тесно связанных между собой элементов. Так, например, в физических способностях могут быть выделены, такие элементы, как мускульная сила, лов |
17 его трудовых способностей, Дж.Милль помимо уже вышеуказанных выделял еще и физическую ловкость, смышленость, знания, квалификацию, а также не менее важное значение по сравнению с умственным развитием он отводил нравственным чертам работников1. Таким образом, представители английской школы классической политической экономии ввели в обиход экономической науки ряд положений, обозначающих и характеризующих как созидательные качества и способности людей, так и самих работников. Они придавали способностям человека к труду не только экономическую значимость, что само по себе чрезвычайно важно, но и считали, что данные свойства человека имеют и большое социальное значение. Производство и воспроизводство способностей к труду представлялось ими как воссоздание самого населения или как индивидуальное потребление населением продуктов питания и иных предметов. Подчеркивалось также важное значение воспитания, образования, "развлечений и отдыха для ума” и др. При этом научный вклад А.Смита в этой области остается наиболее крупным из всего того, что было сделано в политической экономии того времени. Впервые обстоятельный научный анализ способностям человека к труду дал К.Маркс. Он разработал собственный подход к изучению трудовой деятельности человека на основе теории о рабочей силе как переменном капитале. Формированию и развитию трудовых способностей К.Маркс придавал первостепенное значение не только потому, что без знаний этого невозможно, по его мнению, раскрыть тайны капиталистического производства и воспроизводства в целом, но и потому, что сами эти способности являются "главным накопителем богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда"2. Таким образом, развитые физические и духовные свойства и ка1 См.: Милль Дж.С. Основы политической экономии. С.214, 218. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26. Ч.З. С.306. 18 чества человека Маркс считал "действительным богатством", "главной производительной силой общества"1. Занимаясь исследованием рабочей силы, К.Маркс подразумевал под этой категорией не какие-либо слои населения, как толковали данное понятие представители английской школы политэкономии, а купленную предпринимателем часть совокупных творческих качеств работников. Рабочая сила это "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости"2. Он подчеркивал, что рабочая сила не существует вне человека и неотрывна от него, так как представляет собой свойства индивида. Как физические, так и духовные способности человека к труду в свою очередь состоят, по Марксу, из ряда самостоятельно фиксируемых, хотя и тесно связанных между собой элементов. Так, например, в физических способностях могут быть выделены такие элементы, как мускульная сила, ловкость, верность глазомера, виртуозность и т.пЛ К духовным же он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, способность обнаруживать и использовать в своих интересах объективные связи между явлениями внешнего мира, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др.4. К.Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, когда тот "делит производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы его разум и специальная склонность или способность к определенному труду, и 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Т.46. 4.2. С.217, 222. 2 Там же. Т.23. С. 178. 3 См.: там же. Т.23. С.361, 385, 406. 4 См.: там же. Т.23. С.374. |