Проверяемый текст
Золотарева, Елена Анатольевна. Качество рабочей силы в период становления рынка труда (Диссертация 1999)
[стр. 20]

20 кость, верность глазомера, виртуозность и т.п.
[93, Т.23, С.361, 385, 406].
К духовным же он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, способность обнаруживать и использовать в своих интересах объективные связи между явлениями внешнего мира, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др.

[93, Т.23, С.374].
К.Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, когда тот «делит производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы — его разум и специальная склонность или способность к определенному труду, и 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы —
разделение труда и обмен» [93, Т.42.
С.
145].
Маркс показал, что сущностная форма способностей человека к труду обусловлена отношениями собственности, сложившимися в обществе.
Анализируя экономическую форму рабочей силы он раскрыл такие ее свойства, как стоимость и потребительная стоимость.
У Маркса «стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств», необходимых для ее производства и воспроизводства
[93, Т.23.
С.
181-182, 184].
Потребительная же стоимость рабочей силы проявляется в оригинальной способности быть источником создания большей стоимости, чем требуется для ее собственного поддержания.
«Ее потребительная стоимость...
обнаружится лишь в процессе действительного использования, в процессе потребления рабочей силы»
[93, Т.23, С.186].
Творческие свойства и качества работника, по мнению К.Маркса, могут создаваться только в процессе и в результате специфического производства.
«Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание...»
[93, Т.23, С.
182-183].
Он отмечал, что чем выше и сложнее квалификация рабочей силы, тем больше труда требуется на ее производство
[стр. 18]

18 чества человека Маркс считал "действительным богатством", "главной производительной силой общества"1.
Занимаясь исследованием рабочей силы, К.Маркс подразумевал под этой категорией не какие-либо слои населения, как толковали данное понятие представители английской школы политэкономии, а купленную предпринимателем часть совокупных творческих качеств работников.
Рабочая сила это "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости"2.
Он подчеркивал, что рабочая сила не существует вне человека и неотрывна от него, так как представляет собой свойства индивида.
Как физические, так и духовные способности человека к труду в свою очередь состоят, по Марксу, из ряда самостоятельно фиксируемых, хотя и тесно связанных между собой элементов.
Так, например, в физических способностях могут быть выделены такие элементы, как мускульная сила, ловкость, верность глазомера, виртуозность и т.пЛ К духовным же он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, способность обнаруживать и использовать в своих интересах объективные связи между явлениями внешнего мира, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др.4.
К.Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, когда тот "делит производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы его разум и специальная склонность или способность к определенному труду, и 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф.
Т.46.
4.2.
С.217, 222.
2 Там же.
Т.23.
С.
178.
3 См.: там же.
Т.23.
С.361, 385, 406.
4 См.: там же.
Т.23.
С.374.


[стр.,19]

19 разделение труда и обмен”1.
Маркс показал, что сущностная форма способностей человека к труду обусловлена отношениями собственности, сложившимися в обществе.
Анализируя экономическую форму рабочей силы он раскрыл такие ее свойства, как стоимость и потребительная стоимость.
У Маркса "стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств", необходимых для ее производства и воспроизводства2.

Потребительная же стоимость рабочей силы проявляется в оригинальной способности быть источником создания большей стоимости, чем требуется для ее собственного поддержания.
"Ее потребительная стоимость...
обнаружится лишь в процессе действительного использования, в процессе потребления рабочей силы"3.

Творческие свойства и качества работника, по мнению К.Маркса, могут создаваться только в процессе и в результате специфического производства.
"Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание..."4.

Он отмечал, что чем выше и сложнее квалификация рабочей силы, тем больше труда требуется на ее производство
и воспроизводство, тем шире и сложнее та сфера, где происходит формирование более развитой рабочей силы.
Следует также отметить, что К.Маркс существенное внимание уделял и рассмотрению объективных показателей развития способностей человека к труду.
Среди таких показателей, по его мнению, выступает степень развития науки и вещественных элементов производительных сил общества.
Маркс отмечал, что способности к труду не могут быть равными, так как "один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, 1 Маркс К., Энгельс Ф.
Т.42.
С.
145.
2 См.: там же.
Т.23.
С.
181-182, 184.
3 Там же.
Т.23.
С.
186.
4 Там же.
Т.23.
С.
182-183.

[Back]