27 Автор Взгляды на понятия «качество рабочей силы» и «качество труда» «разнообразием занятий» Кантильон Р. Цена или внутренняя стоимость вещи есть мерило земли и труда, вложенных в производство ее, причем принимается во внимание плодородие земли и качество труда Маркс К. Развитые физические и духовные свойства и качества человека считал «действительным богатством», «главной производительной силой общества». Как физические, так и духовные способности человека к труду в свою очередь состоят из ряда самостоятельно фиксируемых, хотя и тесно связанных между собой элементов. Так, например, в физических способностях могут быть выделены такие элементы, как мускульная сила, ловкость, верность глазомера, виртуозность и т.п. К духовным же он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, способность обнаруживать и использовать в своих интересах объективные связи между явлениями внешнего мира, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др. Сущностная форма способностей человека к труду обусловлена отношениями собственности, сложившимися в обществе... чем выше и сложнее квалификация рабочей силы, тем больше труда требуется на ее производство и воспроизводство, тем шире и сложнее та сфера, где происходит формирование более развитой рабочей силы. Среди объективных показателей развития способностей человека к труду выступают степень развития науки и вещественных элементов производительных сил общества. Способности к труду не могут быть равными, так как «один |
18 чества человека Маркс считал "действительным богатством", "главной производительной силой общества"1. Занимаясь исследованием рабочей силы, К.Маркс подразумевал под этой категорией не какие-либо слои населения, как толковали данное понятие представители английской школы политэкономии, а купленную предпринимателем часть совокупных творческих качеств работников. Рабочая сила это "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости"2. Он подчеркивал, что рабочая сила не существует вне человека и неотрывна от него, так как представляет собой свойства индивида. Как физические, так и духовные способности человека к труду в свою очередь состоят, по Марксу, из ряда самостоятельно фиксируемых, хотя и тесно связанных между собой элементов. Так, например, в физических способностях могут быть выделены такие элементы, как мускульная сила, ловкость, верность глазомера, виртуозность и т.пЛ К духовным же он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, способность обнаруживать и использовать в своих интересах объективные связи между явлениями внешнего мира, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др.4. К.Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, когда тот "делит производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы его разум и специальная склонность или способность к определенному труду, и 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Т.46. 4.2. С.217, 222. 2 Там же. Т.23. С. 178. 3 См.: там же. Т.23. С.361, 385, 406. 4 См.: там же. Т.23. С.374. 19 разделение труда и обмен”1. Маркс показал, что сущностная форма способностей человека к труду обусловлена отношениями собственности, сложившимися в обществе. Анализируя экономическую форму рабочей силы он раскрыл такие ее свойства, как стоимость и потребительная стоимость. У Маркса "стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств", необходимых для ее производства и воспроизводства2. Потребительная же стоимость рабочей силы проявляется в оригинальной способности быть источником создания большей стоимости, чем требуется для ее собственного поддержания. "Ее потребительная стоимость... обнаружится лишь в процессе действительного использования, в процессе потребления рабочей силы"3. Творческие свойства и качества работника, по мнению К.Маркса, могут создаваться только в процессе и в результате специфического производства. "Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание..."4. Он отмечал, что чем выше и сложнее квалификация рабочей силы, тем больше труда требуется на ее производство и воспроизводство, тем шире и сложнее та сфера, где происходит формирование более развитой рабочей силы. Следует также отметить, что К.Маркс существенное внимание уделял и рассмотрению объективных показателей развития способностей человека к труду. Среди таких показателей, по его мнению, выступает степень развития науки и вещественных элементов производительных сил общества. Маркс отмечал, что способности к труду не могут быть равными, так как "один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, 1 Маркс К., Энгельс Ф. Т.42. С. 145. 2 См.: там же. Т.23. С. 181-182, 184. 3 Там же. Т.23. С. 186. 4 Там же. Т.23. С. 182-183. |