Проверяемый текст
Курбатов В. И, Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие, Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
[стр. 83]

Отсутствиечеткогометодологического и теоретическогоосознания различий между руководством и управлением приводит ко многим смешениям, отрицательносказывающимся на практике организации и управления.
Ъ Нередко прямое руководство распространяется на те области, где оно уже не может действовать, а средства и методы управления, которые были бы эффективными в подобных условиях и быстро привели к достижению поставленных целей, не разрабатываются, и соответственно этому в тех областях, где нужны организационные структуры управления, создаются организационные структуры руководства, порождающие излишний бюрократизм и тормозящие естественные и прогрессивные процессы развития деятельности.
(43,44,45.) Одним из важных следствий этого смешения руководства и управления (во всяком случае, важным для практики) является то, что при постановке задач на оптимизацию неразличаются: 1) процессы функционирования социально-производственных игровых систем, существующие в неразрывном единстве с обслуживающим их руководством, и 2 ) действия управляющих систем, в частности, принятие управляющих решений.
Задачи оптимизации и развития могут и должны
ставиться как в отношении первого, так и в отношении второго, но разрешаться они будут в этих двух случаях принципиально по-разному.
В частности, это касается
использования ставшей очень популярной в последнее время схемы 1 «цель—средства».
Эффективное решение всего комплекса проблем и задач, связанных с развитием систем деятельности и оформляющих их социальнопроизводственных систем, требует, с одной стороны, четкого различения мер, направленных на оптимизацию управляющей деятельности, и мер, направленных на оптимизацию структуры, и процессов
функционировании социально-производственных систем разного масштаба и уровня, а с другой стороны — правильного соединения тех и других.
83
[стр. 176]

Социальное проектирование Часть 7.
Социальные технологии...
развитием различных систем и сфер деятельности, требует среди прочего в теоретическом плане тщательного анализа соотношений между общими целями развития социума и конкретными целями социального проектирования.
При формировании целей важен выбор критериев эффективности работы организационных систем.
Действительно, именно цели определяют направление процессов развития, возникающих в результате управления организационными системами.
Цели, согласованные с основной, должны быть и у каждой подсистемы организационной системы управления.
Но просто задать подсистеме цель невозможно.
Как отмечалось, в каждом коллективе, а следовательно, и в этой подсистеме автоматически формируются ее собственные коллективные цели.
В результате подсистема будет преследовать некоторую цель, существенно отличающуюся от заданной.
Можно измерять это отклонение с помощью критериев оценки эффективности работы подсистемы и управлять им путем изменения системы стимулов (материальных и моральных).
Стимулы оказывают очень сильное воздействие на формирование собственных целей подсистемы и при правильном использовании могут обеспечить совпадение собственных целей с желаемыми даже без того, чтобы желаемые цели точно задавались сверху.
Реализация указанных выше установок на соединение «собственных» и «несобственных» целей приводит к тому, что всякая достаточно развитая система деятельности, а вместе с тем и оформляющая ее социально-производственная система становятся многоцелевыми организмами, в которых «собственные» цели отдельных систем-органов выступают также в качестве целей всего организма, а цели организма, наоборот, распределяются между разными частными подсистемами и становятся их специфическими целями, неразрывно связанными с «собственными» целями сохранения и поддержания этих систем.
В силу этого каждая достаточно сложная система деятельности и каждая социально-производственная система приобретают несколько разных векторов развития, соответствующих разным целям системы, и все эти линии развертываются параллельно, иногда независимо друг от друга, но чаще за счет друг друга или при взаимном обеспечении и поддержке.
Деятельность управления осуществляется в тех случаях (и в тех границах), когда подчиненные системы обладают собственным функционированием (или даже развитием) и управляющий орган не связан с ними непосредственными административными связями; управляемые объекты всегда имеют собственное «естественное» функционирование, свои собственные «внутренние» цели и не могут отказаться от достижения их, не разрушив при этом самих себя.
Таким образом, управляемая система всегда является относительно независимой от управляющей, и управляющая система должна достигать своих целей в отношении управляемой системы, несмотря на эту независимость и с учетом ее.
Управление и руководство Отсутствие четкого методологического и теоретического осознания различий между руководством и управлением приводит ко многим смешениям, отрицательно сказывающимся на практике организации и управления.
Нередко прямое руководство распространяется на те области, где оно уже не Может действовать, а средства и методы управления, которые были бы эффективными в подобных условиях и быстро привели к достижению поставленных целей, не разрабатываются, и соответственно этому в тех областях, где нужны организационные структуры управления, создаются организационные структуры руководства, порождающие излишний бюрократизм и тормозящие естественные и прогрессивные процессы развития деятельности.

Одним из важных следствий этого смешения руководства и управления (во всяком случае, важным для практики) является то, что при постановке задач на оптимизацию не различаются: 1) процессы функционирования социальнопроизводственных
систем, существующие в неразрывном единетве с обслуживающим их руководством, и 2) действия управляющих систем, в частности, принятие управляющих решений.
Задачи оптимизации и развития могут и должны
вставиться как в отношении первого, так и в отношении второго, но разрешаться они будут в этих двух случаях принципиально по-разному.
В частности, это касается
исполь348 349

[стр.,177]

Социальное проектирование зования ставшей очень популярной в последнее время схемы «цель—средства».
Схема «цель — средства» Схема «цель—средства» является эффективной и необходимой лишь при анализе и организации управляющих действий, но она не может быть использована в анализе функций и функционирования систем деятельности и оформляющих их социально-производственных систем или при принятии решений, касающихся их организации и реорганизации.
Анализ функций и функционирования систем деятельности или социально-производственных систем предполагает иные схемы и модели, нежели схема «цель—средства».
Сказанное не означает, что сама схема «цель—средства» вообще неэффективна и не должна использоваться: она является очень важным и полезным средством при управлении системами разного рода.
Эффективное решение всего комплекса проблем и задач, связанных с развитием систем деятельности и оформляющих их социально-производственных систем, требует, с одной стороны, четкого различения мер, направленных на оптимизацию управляющей деятельности, и мер, направленных на оптимизацию структуры и процессов
функционирования социально-производственных систем разного масштаба и уровня, а с другой стороны — правильного соединения тех и других.
По сути дела, все системы деятельности и оформляющие их социально-производственные системы представляют собой неоднородные и как бы многослойные образования: ядро и сердцевину их составляет машинообразно организованное функционирование деятельности, затем идет слой руководства, обеспечивающий это функционирование и подкрепляющий его, а еще дальше — слой социотехнических действий, производимых внутренней системой управления.
И именно такого рода неоднородные и многослойные системы необходимо, во-первых, оптимизировать, а во-вторых, развивать с помощью специальных социотехнических действий.
И вопрос заключается в том, какими могут быть эти социотехнические действия.
Часть 7.
Социальные технологии...
Ответ на него определяется, с одной стороны, нашими целями и задачами, а с другой стороны — характером объекта, ;на который направлены действия.
Но первое, по сути дела, уже определено — это оптимизация функционирования и развитие, причем соотнесенные так, чтобы они друг друга взаимно подкрепляли.
Следовательно, для определения типа социотехнического действия нужна еще также общая категориальная характеристика объекта.
То обстоятельство, что в данном случае такими объектами являются системы деятельности, создает известные трудности, этот объект может быть как «естественным», так и «искусственным».
Однако изложенные выше соображения, по сути дела, уже разрешают эту проблему: сколь бы сложными ни были системы, на которые мы направляем социотехнические действия, и сколько бы разнородных слоев деятельности они ни содержали, во всех случаях по отношению к социотехническому действию они будут выступать если и не в качестве автономных организмов, обладающих своими собственными естественными процессами (своим функционированием, своим историческим изменением), то, во всяком случае, в качестве объектов, обладающих весьма мощной естественной компонентой, независимой от социотехнического действия, причем эта компонента, вероятнее всего, будет включать как функционирование, так и развитие.
В силу этого социотехническое действие, осуществляемое в отношении этих систем, не может быть простым преобразованием (или простой реорганизацией), не может быть простым изготовлением или конструированием и точно так же не может быть простым проектированием с последующей реализацией проекта (подобным тому проектированию, которое мы осуществляем в отношении технических систем); это должно быть значительно более сложное социотехническое действие — управление развитием деятельности.
Управление развитием деятельности Управление развитием деятельности (наряду с тем, что принято называть «научно-технической политикой») является современной формой осуществления социотехнических 350 351

[Back]