качестве научного термина с четко определенным смысловым пространством, а в качестве метафоры. В-третьих, концептуальные определения нуждаются в операционализации с тем, чтобы через систему индикаторов и переменных исследователь мог диагностировать некоторую эмпирическую ситуацию и степень выраженности в ней изучаемого признака. В различных социологических словарях наиболее часто встречаются следующие определения маргинальности. Маргинальность (таг§іпа]ііу) состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее1. Маргинальность промежуточность, пограничность положения индивида или группы2. На сегодняшний день более развернутую дефиницию маргинальности с указанием ее основных характеристик и факторов, приводящих к маргинальности, дает И.Попова. Она определяет маргинальность как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социальноэкономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций 3. В следующем параграфе более подробно остановимся на сущности и содержании данного термина. Необходимо также остановиться на таком аспекте, как оценочные характеристики маргинальности. Так, ряд исследователей указывают, что маргинальность как социологический конструкт — термин аксиологически нейтральный, и не имеет ни положительного, ни отрицательного значения. Потому как сама по себе маргинализация означает лишь процесс 1Большой толковый социологический словарь. Том 1 (А-О) ! М., 1999.С. 389 2 Социологический энциклопедический словарь. Изд группа Инфра-норма. М.. 1998. С. 168 3 Попова И.П. Маргинальность: Социологический анализ. М., 1996. С. 30 12 |
12 ГЛАВА 1. МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ 1.1. Теоретические предпосылки концепции маргинальности в социологии Приступая к исследованию проблемы маргинальности, важно отметить, что само понятие «маргинальность» со времени своего появления приобрело достаточно широкий и многозначный контекст. Это затрудняет задачу формулирования его универсального исчерпывающего определения. Любая попытка ограничиться однозначным определением, позволяющим объединить разнородные сущности, несостоятельна. В настоящее время в социологии нет единого подхода, как в понимании самого термина, так и в рассмотрении проблемы маргинальности в целом. Этим можно объяснить тот факт, что в зависимости от контекста исследования меняется объем понятия «маргинальность», термин приобретает различные смысловые оттенки и значения, указывает на разные социальные объекты, описывает многообразный круг явлений. Выбор того или иного значения понятия часто предопределяется содержанием исследования, тематикой, проблемой. Исследователю, работающему с понятием «маргинальность», необходимо попытаться операционализировать его соответственно направлению и теме своей работы. Во-первых, это дает возможность применять его согласно данному определению, не подменяя его содержания. Во-вторых, концептуальные определения «нуждаются в операционализации с тем, чтобы через систему индикаторов и переменных исследователь мог диагностировать некоторую эмпирическую ситуацию и степень выраженности в ней изучаемого признака»1. В-третьих, это позволяет исключить элемент мстафоризации понятия маргинальности, когда оно употребляется не в качестве научного термина с четко определенным смысловым пространством, а в качестве метафоры. Маргинальность в современной России. М., 2000. С.51. 13 В социологической литературе наиболее часто встречаются следующие определения маргинальности. Маргинальность — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне её1. Более развёрнутую дефиницию маргинальности с указанием её основных характеристик и факторов, приводящих к маргинальности, дает И.Попова. Она определяет маргинальность как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций2. Существуют и более широкие трактовки маргинальности3, которые используют философы, антропологи, культурологи и т. д. Но они не релевантны данному исследованию, поскольку в работе затрагивается исключительно социологическая проблематика и не ставится задача рассмотрения философского и культурологического подхода. В настоящем диссертационном исследовании выбор определенного смыслового значения понятия «маргинальность» продиктован конкретной темой. В работе под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между какими-либо социальными группами или крайнее положение в обществе, что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением ценностно-нормативной ориентации и поведения индивида. 1Большой толковый социологический словарь (СоІІіпз). Том 1 (А-О) I Пер. с англ. М., 1999.С.389. 2Полова И.П. Маргинальность: Социологический анализ. М., 1996. С.ЗО. ^Философы рассматривают маргинальность с различных позиций: с точки зрения «маргинального пространства», онтологического измерения, как гносеологическую категорию, как «маргинальное существование», возникающее в просвете между структурами и обнаруживающее свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур (см: Гурин С. Проблема маргинальности в антропологии //Современная философия: возможности обоснования. Саратов, 2000; Каганекий В. Вопросы о пространстве маргинальности/ / Новое лит. обозрение. 1999. №37). Необходимо также остановиться на таком аспекте, как оценочные характеристики маргинальности. Так, ряд исследователей указывают, что маргинальность как социологический конструкт термин аксиологически нейтральный, и не имеет ни положительного, ни отрицательного значения. Потому как сама по себе маргинализация означает лишь процесс перекомпоновки социальной структуры, когда людские массы переходят из одних социальных общностей в другие. Иной поход к проблеме маргинальности состоит в придании ей негативного оценочного характера и использовании термина в общесоциальном дискурсе как ярлыка, которым маркируются все неблагополучные социальные группы, чтобы подчеркнуть их проблемность для общества. С одной стороны, такой подход связан с установками на предпочтение социального нормативизма, неприятие разного рода девиаций, проявляющихся у значительных масс людей, и определение их в качестве общественных проблем'. С другой стороны, в маргиналистике есть ряд предпосылок к негативным интерпретациям маргинальности. Во-первых, периферийные социальные группы, являющиеся основой структурной маргинальности'периферийности, несут негативный потенциал для общества и рассматриваются как проблемные группы, являясь объектом социальной политики и социального контроля. Во-вторых, пребывание, особенно затянувшееся, в маргинальном состоянии ведет к тому, что социальные связи и взаимоотношения индивидов теряют ценностную и мировоззренческую подпитку и в результате образуется некоторый ценностно-нормативный вакуум что, несомненно, отражается в поведении людей, которое зачастую имеет тенденцию к деструктивной направленности. Эти факторы в совокупности обусловливают негативный смысл социальной направленности маргинальных процессов. В связи с этим, есть основания полагать, что возможности безоценочного подхода к проблеме маргинальности в определенной степени проблематичны. Маргинальность в современной России. М., 2000. С.57. |