перекомпоновки социальной структуры, когда людские массы переходят из одних социальных общностей в другие. Иной поход к проблеме маргинальности состоит в придании ей негативного оценочного характера и использовании термина в общесоциальном дискурсе как ярлыка, которым маркируются все неблагополучные социальные группы, чтобы подчеркнуть их проблемность для общества. С одной стороны, такой подход связан с установками на предпочтение социального нормативизма, неприятие разного рода девиаций, проявляющихся у значительных масс людей, и определение их в качестве общественных проблем. С другой стороны, есть ряд предпосылок к негативным интерпретациям маргинальности. Во-первых, периферийные социальные группы, являющиеся основой структурной маргинальностипериферийности, несут негативный потенциал для общества и рассматриваются как проблемные группы, являясь объектом социальной политики и социального контроля. Во-вторых, пребывание, особенно затянувшееся, в маргинальном состоянии ведет к тому, что социальные связи и взаимоотношения индивидов теряют ценностную и мировоззренческую подпитку и в результате образуется некоторый ценностно-нормативный вакуум что, несомненно, отражается в поведении людей, которое зачастую имеет тенденцию к деструктивной направленности. Эти факторы в совокупности обусловливают негативный смысл социальной направленности маргинальных процессов. В связи с этим, есть основания полагать, что возможности безоценочного подхода к проблеме маргинальности в определенной степени проблематичны. Что касается вопроса о теоретическом статусе концепции маргинальности в социологии, то здесь необходимо отметить следующее обстоятельство. Хотя основы концепции были разработаны Парком в 20-х гг. XX в., сущность проблемы, которую она ставит, уже затрагивалась в созданных ранее социологических теориях, в частности в теориях марксизма, аномии и социальной мобильности. Эти теории не оперируют понятием «маргинальность», но, в них на глубоком теоретико-методологическом фундаменте разрабатываются близкие проблемы. Данные теории описывают 13 |
Необходимо также остановиться на таком аспекте, как оценочные характеристики маргинальности. Так, ряд исследователей указывают, что маргинальность как социологический конструкт термин аксиологически нейтральный, и не имеет ни положительного, ни отрицательного значения. Потому как сама по себе маргинализация означает лишь процесс перекомпоновки социальной структуры, когда людские массы переходят из одних социальных общностей в другие. Иной поход к проблеме маргинальности состоит в придании ей негативного оценочного характера и использовании термина в общесоциальном дискурсе как ярлыка, которым маркируются все неблагополучные социальные группы, чтобы подчеркнуть их проблемность для общества. С одной стороны, такой подход связан с установками на предпочтение социального нормативизма, неприятие разного рода девиаций, проявляющихся у значительных масс людей, и определение их в качестве общественных проблем'. С другой стороны, в маргиналистике есть ряд предпосылок к негативным интерпретациям маргинальности. Во-первых, периферийные социальные группы, являющиеся основой структурной маргинальности'периферийности, несут негативный потенциал для общества и рассматриваются как проблемные группы, являясь объектом социальной политики и социального контроля. Во-вторых, пребывание, особенно затянувшееся, в маргинальном состоянии ведет к тому, что социальные связи и взаимоотношения индивидов теряют ценностную и мировоззренческую подпитку и в результате образуется некоторый ценностно-нормативный вакуум что, несомненно, отражается в поведении людей, которое зачастую имеет тенденцию к деструктивной направленности. Эти факторы в совокупности обусловливают негативный смысл социальной направленности маргинальных процессов. В связи с этим, есть основания полагать, что возможности безоценочного подхода к проблеме маргинальности в определенной степени проблематичны. Маргинальность в современной России. М., 2000. С.57. 15 Что касается вопроса о теоретическом статусе концепции маргинальности в социологии, то здесь необходимо отметить следующее обстоятельство. Хотя основы концепции были разработаны Парком в 20-х гг. XX в., сущность проблемы, которую она ставит, уже затрагивалась в созданных ранее социологических теориях, в частности в теориях марксизма, аномии и социальной мобильности. Эти теории не оперируют понятием «маргинальность», но, в них на глубоком теоретико-методологическом фундаменте разрабатываются близкие проблемы. Данные теории описывают социальные, культурные и экономические процессы, следствием которых, с точки зрения концепции маргинальности, является состояние маргинальности. Это обстоятельство часто используется критиками теории в качестве аргумента о неправомерности её самостоятельного статуса. Но нужно отметить, что вышеназванные теории не дают полного представления о содержании концепции маргинальности на современном этапе её развития и отражают лишь её отдельные аспекты. Тем не менее, эти исследования важны для понимания сущности маргинальности. Поэтому в данной работе считаем целесообразным сделать теоретический обзор теорий марксизма, аномии, социальной мобильности, ритуала В.Тэрнера. Анализ этот необходим, потому что в этих теориях отражены явления, аналогичные состоянию маргинальности и описаны социальные процессы, следствием которых является маргинальность. Думается, это даст возможность более глубокого осмысления феномена, исследуемого в настоящей работе. Теория марксизма. Анализ структурной маргинальности, где объектом исследования становятся, прежде всего, социально-изолированные, вытесненные за пределы социальной структуры индивиды и группы, показывает, что изучение данной проблемы начато ещё в работах К.Маркса. В своих трудах он анализирует механизм воспроизводства той части населения, которая лишена гражданских прав, а также доступа к средствам производства и системе распределения материальных благ, что приводит к увековечению бедности и бесправия. В этом смысле «понимание маргинальности происходит |