Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 130]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении подведем некоторые итоги диссертационного исследования.
Теоретико-методологический анализ проблемы маргинальности в диссертации проведен по двум направлениям.
Во-первых, рассмотрены основные положения теории марксизма, аномии, социальной мобильности, теории ритуала В.Тэрнера и установлено, как в них исследуются различные социальные, культурные и экономические процессы, ведущие к возникновению социальных явлений, сущность которых отражает теория маргинальности.

Из названных теорий особое место занимает теория ритуала, так как на основе её анализа можно сделать заключение, что состояние маргинальности является перманентным для социального существа и присуще людям, начиная ещё с традиционных обществ, что позволяет рассматривать маргинализацию как некий видовой антропологический процесс.
Так, в архаических обществах обряды перехода, аналогичные состоянию маргинальности, сопровождают перемену мест, состояния, социальной позиции индивидов и переводят их из одной социальной категории в другую.
Вследствие этого, с точки зрения социально-антропологического подхода маргинальность может рассматриваться как одно из центральных явлений социальной жизни.
Во-вторых, проблема маргинальности в работе исследуется с точки зрения непосредственно теории маргинальности, имеющей самостоятельный статус
социологии и прошедшей определенную эволюцию развития.
В работе рассмотрены истоки формирования и генезиса понятия маргинальности в сложившуюся социологическую концепцию, выявлены и систематизированы современные теоретические подходы в исследовании маргинальности.
В
ходе этого анализа установлено, что концепция маргинальности перестала существовать как унитарная, в ней сложились различные направления.
Структурная маргинальность рассматривается как следствие различных социально-экономических процессов, приводящих к изменению социальной структуры общества в результате процессов социальной мобильности.

130
[стр. 8]

6.
Провести анализ социальных процессов в Приморском крае, используя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования маргинального сознания и поведения населения края.
Эмпирическая часть диссертации выполнена на основе социологического исследования с использованием методов анкетного опроса и анализа документов.
Исследование носит разведывательный теоретико-прикладной характер.
Социологический опрос проводился в октябре-декабре 2002 г.
в г.Владивостоке, г.Артеме, с.Раздольное, с.Вольно-Надежденское Приморского края.
Эмпирическую базу исследования составили также официальные данные, публикуемые Госкомстатом Российской Федерации и Приморским краевым комитетом государственной статистики, о современной ситуации на рынке труда, о численности безработных и мигрантов, о численности различных групп населения, о социальных и экономических показателях развития Дальневосточного региона и Приморского края.
Широко привлекались материалы, опубликованные в прессе, посвященные социальным процессам в Приморском крае.
Теоретические н методологические основания работы.
В диссертационном исследовании автор использовал ряд методологических оснований.
1.
Исторический подход, который предусматривает анализ истоков формирования и генезиса понятия маргинальности в сложившуюся социологическую концепцию, что дает возможность выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы в исследовании маргинальности.
2.
Функциональный подход к объекту и предмету исследования, который предполагает анализ социальных событий и явлений с точки зрения их функций.
Функциональный анализ позволяет рассмотреть маргинальность с точки зрения той роли, которую она играет в существовании определенного сообщества.


[стр.,184]

І&4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведем некоторые итоги диссертационного исследования.
Теоретический анализ проблемы маргинальности в диссертации проведен по двум направлениям.
Во-первых, рассмотрены основные положения теории марксизма, аномии, социальной мобильности, теории ритуала В.Тэрнера и установлено, как в них исследуются различные социальные, культурные и экономические процессы, ведущие к возникновению социальных явлений, сущность которых отражает теория маргинальности
(первая задача).
Из названных теорий особое место занимает теория ритуала, так как на основе её анализа можно сделать заключение, что состояние маргинальности является перманентным для социального существа и присуще людям, начиная ещё с традиционных обществ, что позволяет рассматривать маргинализацию как некий видовой антропологический процесс.
Так, в архаических обществах обряды перехода, аналогичные состоянию маргинальности, сопровождают перемену мест, состояния, социальной позиции индивидов и переводят их из одной социальной категории в другую.
Вследствие этого, с точки зрения социально-антропологического подхода маргинальность может рассматриваться как одно из центральных явлений социальной жизни.
Во-вторых, проблема маргинальности в работе исследуется с точки зрения непосредственно теории маргинальности, имеющей самостоятельный статус
в социологии и прошедшей определенную эволюцию развития.
В работе рассмотрены истоки формирования и генезиса понятия маргинальности в сложившуюся социологическую концепцию, выявлены и систематизированы современные теоретические подходы в исследовании маргинальности (вторая
задача).
В ходе этого анализа установлено, что концепция маргинальности перестала существовать как унитарная, в ней сложились различные направления.
Как результат интенсивных этносоциальных контактов и процессов миграции в современном мире рассматривается культурная маргинальность.
Она определяется как состояние индивидов или социальных групп, поставленных на грань двух культур, но не примыкающих полностью ни к

[стр.,185]

185 одной из них, и характеризуется формированием внутриличностного конфликта и определенного комплекса личностных черт.
Структурная маргинальность рассматривается как следствие различных социально-экономических процессов, приводящих к изменению социальной структуры общества в результате процессов социальной мобильности.

Маргинальность в этом случае определяется как состояние индивидов и социальных групп, либо исключенных из системы общественного разделения труда и пребывающих на социальной периферии (маргинальностьпериферийность), либо находящихся в процессе перемещения из одной социальной позиции в другую (маргинальность-переходность).
Идейная маргинальность связана с социально-политическими и культурными процессами в обществе.
Она выделяется для обозначения различных видов политической, интеллектуальной и ценностно-нормативной оппозиции.
Так, индивиды и социальные группы, противопоставляющие себя обществу, оказываются в отверженном, и в определенной степени, периферийном положении, и рассматриваются рядом исследователей как маргинальные.
В работе проведен теоретический анализ структурной маргинальности как основного вида маргинальности, характерного для российского общества, и Приморского края в частности.
Данный тип маргинальности обусловлен переходом общества на современном этапе от одной социально-экономической и политической системы к другой, что способствует активизации процессов переструктурирования социальных объектов и интенсификации социальной мобильности, в результате чего происходит образование большого количества маргинальных групп.
Автором выделены структурная маргинальностьпереходность и маргинальность-периферийность, которые рассматриваются как теоретические основания для анализа природы маргинальных явлений и характеристики различных маргинальных групп в Дальневосточном регионе, и Приморском крае в частности.
Проведен анализ основных маргинальных групп в российском обществе (третья задача).

[Back]