систему, имеющую собственную жизнь. Функция коллективного сознания быть регулирующей моральной силой общества. Вместе с тем, общественное разделение труда развивается быстрее, чем находит моральную основу в коллективном сознании. Как следствие, «коллективные чувства становятся бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые порождаются разделением труда»1. В результате этого в условиях перехода от однородного типа социальной структуры, которому соответствует механическая солидарность, к сегментарному типу, где преобладает органическая солидарность, происходит постоянное воспроизводство рассогласованности между потребностями, интересами индивидов и групп и возможностями их удовлетворения. Это и является условием возникновения аномии. Э.Дюркгейм развивает теорию аномии в своей классической работе по исследованию сущности самоубийств2. Отношение к самоубийству, как помнит история человеческого рода, было разным и в обществах, и в разные исторические эпохи. В Европе и Америке к самоубийству относятся отрицательно, осуждают самоубийц и христианская, и иудейская религии. На Востоке самоубийства разрешались: в Китае как месть врагу, в Японии как уход от врага (харакири). Одной из главных социально-исторических причин аномии он называет уничтожение или утрату социальными институтами и группами прежних функций и указывает на то, что аномия порождает систематические отклонения от социальных норм, тем самым, подготавливая и ускоряя перемены в обществе. По мнению Дюркгейма, уровень самоубийств в обществе зависит от совокупности социальных переменных религиозных, семейных, политических, национальных; несоциальные же факторы воздействуют на самоубийства опосредованно. Э.Дюркгейм отмечает, что среди элементов социальной структуры наиболее важными являются культурные цели и институализированные 1Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 199]. С. 336 1Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М „ 1996 20 |
20 каждый из которых играет специальную роль, и которые сами состоят из дифференцированных частей»*1. Социальные явления органической и механической солидарности связаны с существованием коллективного сознания. Коллективное сознание Э.Дюркгейм определяет как «совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества», образующих определенную систему, имеющую собственную жизнь2. Функция коллективного сознания быть регулирующей моральной силой общества. Вместе с тем, общественное разделение труда развивается быстрее, чем находит моральную основу в коллективном сознании. Как следствие, «коллективные чувства становятся бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые порождаются разделением труда»3. В результате этого в условиях перехода от однородного типа социальной структуры, которому соответствует механическая солидарность, к сегментарному типу, где преобладает органическая солидарность, происходит постоянное воспроизводство рассогласованности между потребностями, интересами индивидов и групп и возможностями их удовлетворения. Это и,является условием возникновения аномии. Э.Дюркгейм развивает теорию аномии в своей классической работе по исследованию сущности самоубийств4. Одной из главных социальноисторических причин аномии он называет уничтожение или утрату социальными институтами и группами прежних функций и указывает, что аномия порождает систематические отклонения от социальных норм, тем самым, подготавливая и ускоряя перемены в обществе. Э.Дюркгейм отмечает, что среди элементов социальной структуры наиболее важными являются культурные цели и институализированные образцы поведения, т.е. способы достижения этих целей, регламентированные моральными и поведенческими нормами. Социальные нормы играют важную роль в жизни людей, они управляют их поведением, делают его 1Там же. С. 173. 1Там же. С. 80. 5Там же. С. 336. * Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1996. |