Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 22]

определенный промежуток времени оказывается в состоянии неопределенности, разрегулированное™ норм и ценностей, что в свою очередь Э.Дюркгейм на уровне общества определяет как аномию.
Здесь важно отметить, что понятае аномии относится к состоянию социальной системы, а понятие маргинальности к положению индивида или группы в этой системе и к его индивидуальным социально-психологическим характеристакам.
Но вместе с тем, мы полагаем, что состояние маргинальности как норматавноценностной разрегулированное™ может возникать вследствие анемичного состояния общества.
Впоследствии разработку теории аномии продолжил Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в ее содержание.
Он рассматривал аномию с позиции конфликта норм в культуре.
Изучая социальную структуру американского общества, Мертон указывает, что американская культура близка к полярному
тапу.
Для нее характерно акцентирование на цели достижении успеха без соответствующего акцентарования законных способов его достижения.
«Превознесение цели порождает в буквальном смысле слова, деморализацию, т.е.

деинстатуционализацию средств»1, что в свою очередь ведет к дестабилизации общества и к развитию аномии.
По Мертону, аномия результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества и законными институциональными средствами их достижения.
В данных условиях происходят изменения в поведении людей, формируются различные типы поведения (приспособления) индивидов в обществе.
Мертон обозначает их как конформность, ритуализм, инновация, ретритизм и мятеж2.

Данные дефиниции в определенной степени соотносятся со статусом маргинальной личности.
1Мертон Р.
Социальная структура и аномия/ / Социс.
1992.
№2.
С.121 2 Мертон Р.
Социальная структура
и аномия // Социс.
1992.
№2.
С.
104 22
[стр. 22]

22 маргинальности —к положению индивида или группы в этой системе и к его индивидуальным социально-психологическим характеристикам.
Но вместе с тем, состояние маргнальности как нормативно-ценностной разрегулированности может возникать вследствие аномичного состояния общества.
Р.Мертон впоследствии продолжил разработку теории аномии, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в её содержание.
Он рассматривал аномию с позиции конфликта норм в культуре.
Изучая социальную структуру американского общества, Мертон указывает, что американская культура близка к полярному
типу.
Для неё характерно акцентирование на цели —достижении успеха без соответствующего акцентирования законных способов его достижения.
«Превознесение цели порождает в буквальном смысле слова, деморализацию, т.е.

деинституционализацию средств»1, что ведет к дестабилизации общества и к развитию аномии.
По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества и законными институциональными средствами их достижения.
В данных условиях происходят изменения в поведении людей, формируются различные типы поведения (приспособления) индивидов в обществе.
Мертон обозначает их как конформность, ритуализм, инновация, ретритизм и мятеж2.

Три последних в определенной степени соотносятся со статусом маргинальной личности.
Инновация заключается в использовании институциально запрещаемых средств достижения богатства и власти3.
Так, культурное акцентирование в обществе денежного успеха для всех и социальная структура, сильно ограничивающая практическое использование для этого одобряемых большинством средств, вызывает инновационное поведение и побуждает индивидов к отклоняющемуся поведению.
В свою очередь определенные виды девиантного поведения могут рассматриваться с точки зрения маргинального 1Мертон Р.К.
Социальная структура н аномия // Социол.
исслед.
1992.
№2.
С.
121.
2Мертон Р.К.
Социальная структура
н аномия// Социол.
нсслед.
1992.
№3.
С.
104.
3Там же.
С.
105.

[Back]