Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 23]

Инновация заключается в использовании институционально запрещаемых средств достижения богатства и власти1.
Так, культурное акцентирование в обществе денежного успеха для всех и социальная структура, сильно ограничивающая практическое использование для этого одобряемых большинством средств, вызывает инновационное поведение и побуждает индивидов к отклоняющемуся поведению.
В свою очередь определенные виды девиантного поведения могут рассматриваться с точки зрения маргинального
поведения как своего рода пограничного поведения, которое в принципе при определенных предпосылках может смещаться к девиантному поведению или пересекаться с ним.
Ретритизм как тип приспособления предполагает отвержение, как культурных целей, так и институциональных средств.
Данный способ приспособления подразумевает, что индивиды находятся в обществе, однако не принадлежат к нему, «в социологическом смысле они являются подлинными
чужаками»2.
В эту категорию Мертон включает отверженных, изгнанных, бродяг, праздношатающихся, алкоголиков, наркоманов, т.е.
группы лиц, составляющих
асоциальную часть или социальную периферию общества с позиции концепции маргинальности.
Мятеж, как тип приспособления, выводит индивидов за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать видоизмененную социальную структуру, что «предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов» и характеризуется полной переоценкой ценностей.
Создаются политические организации, общественные движения как инициаторы отказа приверженности господствующей социальной системе.
В этом смысле мятеж тождественен идейной маргинальности, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя
'Т ам же.
С.
105 2Там же.
С.91 23
[стр. 22]

22 маргинальности —к положению индивида или группы в этой системе и к его индивидуальным социально-психологическим характеристикам.
Но вместе с тем, состояние маргнальности как нормативно-ценностной разрегулированности может возникать вследствие аномичного состояния общества.
Р.Мертон впоследствии продолжил разработку теории аномии, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в её содержание.
Он рассматривал аномию с позиции конфликта норм в культуре.
Изучая социальную структуру американского общества, Мертон указывает, что американская культура близка к полярному типу.
Для неё характерно акцентирование на цели —достижении успеха без соответствующего акцентирования законных способов его достижения.
«Превознесение цели порождает в буквальном смысле слова, деморализацию, т.е.
деинституционализацию средств»1, что ведет к дестабилизации общества и к развитию аномии.
По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества и законными институциональными средствами их достижения.
В данных условиях происходят изменения в поведении людей, формируются различные типы поведения (приспособления) индивидов в обществе.
Мертон обозначает их как конформность, ритуализм, инновация, ретритизм и мятеж2.
Три последних в определенной степени соотносятся со статусом маргинальной личности.
Инновация заключается в использовании
институциально запрещаемых средств достижения богатства и власти3.
Так, культурное акцентирование в обществе денежного успеха для всех и социальная структура, сильно ограничивающая практическое использование для этого одобряемых большинством средств, вызывает инновационное поведение и побуждает индивидов к отклоняющемуся поведению.
В свою очередь определенные виды девиантного поведения могут рассматриваться с точки зрения маргинального
1Мертон Р.К.
Социальная структура н аномия // Социол.
исслед.
1992.
№2.
С.
121.
2Мертон Р.К.
Социальная структура н аномия// Социол.
нсслед.
1992.
№3.
С.
104.
3Там же.
С.
105.


[стр.,23]

23 поведения как своего рода пограничного поведения, которое при определенных предпосылках может смещаться к девиантному или пересекаться с ним.
Ретритизм как тип приспособления предполагает отвержение, как культурных целей, так и институциональных средств.
Данный способ приспособления подразумевает, что индивиды находятся в обществе, однако не принадлежат к нему, «в социологическом смысле они являются подлинными
чужаками»1.
В эту категорию Мертон включает отверженных, изгнанных, бродяг, праздношатающихся, алкоголиков, наркоманов, т.е.
группы лиц, составляющих
социальную периферию общества с позиции концепции маргинальности.
Мятеж, как тип приспособления, выводит индивидов за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать видоизмененную социальную структуру, что «предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов»2 и характеризуется полной переоценкой ценностей.
Создаются политические организации, общественные движения как инициаторы отказа приверженности господствующей социальной системе.
В этом смысле мятеж тождествен идейной маргинальности, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя
социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений и политических движений.
Итак, коротко феномен аномии характеризуется следующими признаками: • неопределенность и рассогласование ценностно-нормативной системы общества и утрата его членами устоявшихся социальных норм; отсутствие чувства принадлежности к конкретной социальной группе, потеря социальных связей и отчуждение от общества; 1Мертон Р.К.
Социальна» структура н аномия // Соцкол.
всслед.
1992.
№4.
С.
91.
1Там же.
С.
93.

[Back]