Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 24]

социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений и политических движений.
Итак,
можно отметить феномен аномии характеризуется следующими признаками: • неопределенность и рассогласование ценностно-нормативной системы общества и утрата его членами устоявшихся социальных норм;отсутствие чувства принадлежности к конкретной социальной группе, потеря социальных связей и отчуждение от общества;несоответствие между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в конкретном обществе, и институциональными средствами их достижения; относительно высокая частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения.
Данные признаки очевидным образом тождественны основным характеристикам маргинальных субъектов.
Маргинальное состояние также характеризуется нормативной и ролевой неопределенностью, исключением индивида из системы социальных связей и кризисом
самоидентификации индивида, которые рассматриваются как критерии маргинальности.
Это позволяет сделать вывод, что теория аномии, не используя понятия маргинальности, со своих позиций описывает социальные процессы, которые ведут к состоянию маргинальности.
Таким образом, она может быть использована для более глубокого понимания сущности маргинальности.
Теория социальной мобильности.
Методологический анализ маргинальности неразрывно связан с процессами, происходящими в социальной структуре, которые обычно рассматриваются в рамках социально-стратификационного подхода.
Для исследования маргинальности с позиции данного подхода важным является такой составляющий
компонент, как категория социальной мобильности.
24
[стр. 23]

23 поведения как своего рода пограничного поведения, которое при определенных предпосылках может смещаться к девиантному или пересекаться с ним.
Ретритизм как тип приспособления предполагает отвержение, как культурных целей, так и институциональных средств.
Данный способ приспособления подразумевает, что индивиды находятся в обществе, однако не принадлежат к нему, «в социологическом смысле они являются подлинными чужаками»1.
В эту категорию Мертон включает отверженных, изгнанных, бродяг, праздношатающихся, алкоголиков, наркоманов, т.е.
группы лиц, составляющих социальную периферию общества с позиции концепции маргинальности.
Мятеж, как тип приспособления, выводит индивидов за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать видоизмененную социальную структуру, что «предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов»2 и характеризуется полной переоценкой ценностей.
Создаются политические организации, общественные движения как инициаторы отказа приверженности господствующей социальной системе.
В этом смысле мятеж тождествен идейной маргинальности, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений и политических движений.
Итак,
коротко феномен аномии характеризуется следующими признаками: • неопределенность и рассогласование ценностно-нормативной системы общества и утрата его членами устоявшихся социальных норм; отсутствие чувства принадлежности к конкретной социальной группе, потеря социальных связей и отчуждение от общества; 1Мертон Р.К.
Социальна» структура н аномия // Соцкол.
всслед.
1992.
№4.
С.
91.
1Там же.
С.
93.


[стр.,24]

24 несоответствие между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в конкретном обществе, и институциональными средствами их достижения; относительно высокая частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения.
Данные признаки очевидным образом тождественны основным характеристикам маргинальных субъектов.
Маргинальное состояние также характеризуется нормативной и ролевой неопределенностью, исключением индивида из системы социальных связей и кризисом
самоиндентификации индивида, которые рассматриваются как критерии маргинальности.
Это позволяет сделать вывод, что теория аномии, не используя понятия маргинальности, со своих позиций описывает социальные процессы, которые ведут к состоянию маргинальности.
Таким образом, она может быть использована для более глубокого понимания сущности маргинальности.
Теория социальной мобильности.
Методологический анализ маргинальности неразрывно связан с процессами, происходящими в социальной структуре, которые обычно рассматриваются в рамках социально-стратификационного подхода.
Для исследования маргинальности с позиции данного подхода важным является такой составляющий
его компонент, как категория социальной мобильности.
Поэтому далее имеет смысл ознакомиться с тем, как маргинальность трактуется с точки зрения теории социальной мобильности.
По определению состояние маргинальности возникает в результате изменения индивидом или группой своего социального положения, т.е.
в процессе социального перемещения.
В свою очередь, совокупность социальных перемещений людей изменение индивидом или группой места, социального статуса, занимаемого в стратификационной структуре общества, называется социальной мобильностью.
Таким образом, маргинальность является следствием социальной мобильности.
Впервые на это указал Е.Хьюз, который отметил, что маргинальность следует рассматривать не только как продукт

[Back]