Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 25]

Поэтому далее имеет смысл посмотреть на маргинальность с точки зрения теории социальной мобильности.
Состояние маргинальности неразрывно связано и возникает в результате изменения индивидом или группой своего социального положения, т.е.
в процессе социального перемещения.
В свою очередь, совокупность социальных перемещений людей изменение индивидом или группой места, социального статуса, занимаемого в стратификационной структуре общества, называется социальной мобильностью.
Таким образом, маргинальность является следствием социальной мобильности.
Впервые на это указал Е.Хьюз, который отметил, что маргинальность следует рассматривать не только как продукт
культурных смешений, но и как результат различных видов социальной мобильности1.
Термин «социальная мобильность» был введен
П.А.Сорокиным.
Он понимал под социальной мобильностью «любой переход индивида, или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую»2.
Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Под горизонтальной мобильностью понимается переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, примерами служат семья, религиозная группа, смена места жительства.
Вертикальная
же мобильность «подразумевает те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой»3.
Это совокупность взаимодействий, способствующая переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
В свою очередь, в зависимости от направления
1 Н и^ІіезЕ .С .
ЗосіаІ сН ап§еапб $іаги$ ргоіезі: Ап е;$ау оп сііе піапш іаі п іа п /■' А ііапіа, 1945.
ѴоІ.Ю.
№ І.Р .
5965 2 С орокин П .А .
Человек.
Ц ивилизация.
О бщ ество.
М ., 1992.
С .373
3 С орокин П .А , Человек.
Ц ивилизация.
О бщ ество.
М ., 1992.
С
.374 25
[стр. 24]

24 несоответствие между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в конкретном обществе, и институциональными средствами их достижения; относительно высокая частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения.
Данные признаки очевидным образом тождественны основным характеристикам маргинальных субъектов.
Маргинальное состояние также характеризуется нормативной и ролевой неопределенностью, исключением индивида из системы социальных связей и кризисом самоиндентификации индивида, которые рассматриваются как критерии маргинальности.
Это позволяет сделать вывод, что теория аномии, не используя понятия маргинальности, со своих позиций описывает социальные процессы, которые ведут к состоянию маргинальности.
Таким образом, она может быть использована для более глубокого понимания сущности маргинальности.
Теория социальной мобильности.
Методологический анализ маргинальности неразрывно связан с процессами, происходящими в социальной структуре, которые обычно рассматриваются в рамках социально-стратификационного подхода.
Для исследования маргинальности с позиции данного подхода важным является такой составляющий его компонент, как категория социальной мобильности.
Поэтому далее имеет смысл ознакомиться с тем, как маргинальность трактуется с точки зрения теории социальной мобильности.
По определению состояние маргинальности возникает в результате изменения индивидом или группой своего социального положения, т.е.
в процессе социального перемещения.
В свою очередь, совокупность социальных перемещений людей изменение индивидом или группой места, социального статуса, занимаемого в стратификационной структуре общества, называется социальной мобильностью.
Таким образом, маргинальность является следствием социальной мобильности.
Впервые на это указал Е.Хьюз, который отметил, что маргинальность следует рассматривать не только как продукт


[стр.,25]

25 культурных смешений, но и как результат различных видов социальной мобильности1.
Термин «социальная мобильность» был введен
в 1927 г.
П.А.Сорокиным.
Он *ч понимал под социальной мобильностью «любой переход индивида, или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую»2.
Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне (семья, религиозная группа, смена места жительства).
Вертикальная
мобильность «подразумевает те отношения, * которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой»3.
Это совокупность взаимодействий, способствующая переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
В свою очередь, в зависимости от направления
перемещения вертикальная мобильность подразделяется на два типа: восходящую и нисходящую, т.е.
социальный подъем и социальный спуск.
Вертикальная мобильность в различной степени присутствует в любом обществе.
Для того чтобы был возможен процесс перехода или перемещений индивидов вверх или вниз из одного слоя в другой «между слоями должны существовать некие «мембраны», «лестницы»»4.
Одна из западных моделей вертикальной мобильности сравнивает общество с большим домом с лифтами, на которых его обитатели перемещаются из одного социального слоя в другой.
Выделяют следующие основные виды «социальных лифтов»: экономика, политика, армия, церковь, наука, брак.
Они выполняют роль каналов вертикальной социальной циркуляции.
Кроме того, как вид социальной мобильности выделяют структурную * мобильность.
Она характеризует социальные перемещения индивидов и групп, 1Ни&Ье&Е.
С.
ВосіаІ сНал^е апгі $іаги$ ргогех*: Апеиау опсЬе таг§іпаІ т а л //Аііаліа, 1945.
ѴоІЛО.
№1.
Р.59-65.
2Сорокин П.А.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М., 1992.
С.

373.

2Там же.
С.
374.
4Там же.
С.
392.

[Back]