перемещения вертикальная мобильность подразделяется на два типа: восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Вертикальная мобильность в различной степени присутствует в любом обществе. Для того, чтобы был возможен процесс перехода или перемещений индивидов вверх или вниз из одного социального слоя в другой «между слоями должны существовать некие «мембраны», «лестницы»»1. Проводится некая параллель вертикальной мобильности, где общество сравнивается с большим домом с лифтами, на которых его обитатели перемещаются из одного социального слоя в другой. И в качестве «социальных лифтов» перемещения выступают такие институты как армия, брак, образование, церковь, политические и профессиональные организации. Они исполняют роль каналов социальной циркуляции. Помимо этого, как вид социальной мобильности выделяют структурную мобильность. Она характеризует социальные перемещения индивидов и групп, связанные с непосредственным изменением социальной структуры общества. Так, в результате реструктуризации общества изменяется количество мест на различных этажах социальной пирамиды, и как следствие ряд индивидов и групп оказываются в состоянии вынужденного социального перемещения. По мнению П. Сорокина, социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной, т.е. переход из одного социального слоя в другой никогда не осуществлялся без внутренней борьбы самого индивида с собой. Таким образом, рассмотрев ключевые понятия концепции социальной мобильности, попытаемся привлечь ее для исследования маргинальности с целью уточнения эмпирических границ этого социологического конструкта. Очевидно, что с позиции теории социальной мобильности результатом перемещения является обретение индивидом новой социальной позиции в социальной структуре общества. В случае, когда индивид не «вписывается» в систему новых связей, и происходит резкое перемещение его вниз по 1Там же. С.392 26 |
25 культурных смешений, но и как результат различных видов социальной мобильности1. Термин «социальная мобильность» был введен в 1927 г. П.А.Сорокиным. Он *ч понимал под социальной мобильностью «любой переход индивида, или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую»2. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне (семья, религиозная группа, смена места жительства). Вертикальная мобильность «подразумевает те отношения, * которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой»3. Это совокупность взаимодействий, способствующая переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. В свою очередь, в зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность подразделяется на два типа: восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Вертикальная мобильность в различной степени присутствует в любом обществе. Для того чтобы был возможен процесс перехода или перемещений индивидов вверх или вниз из одного слоя в другой «между слоями должны существовать некие «мембраны», «лестницы»»4. Одна из западных моделей вертикальной мобильности сравнивает общество с большим домом с лифтами, на которых его обитатели перемещаются из одного социального слоя в другой. Выделяют следующие основные виды «социальных лифтов»: экономика, политика, армия, церковь, наука, брак. Они выполняют роль каналов вертикальной социальной циркуляции. Кроме того, как вид социальной мобильности выделяют структурную * мобильность. Она характеризует социальные перемещения индивидов и групп, 1Ни&Ье&Е. С. ВосіаІ сНал^е апгі $іаги$ ргогех*: Апеиау опсЬе таг§іпаІ т а л //Аііаліа, 1945. ѴоІЛО. №1. Р.59-65. 2Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373. 2Там же. С. 374. 4Там же. С. 392. 26 связанные с непосредственным изменением социальной структуры общества. Так, в результате реструктуризации общества изменяется количество мест на различных этажах социальной пирамиды, и как следствие ряд индивидов и групп оказываются в состоянии вынужденного социального перемещения. По мнению П.Сорокина, социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной, т.е. переход из одного социального слоя в другой никогда не осуществляется без внутренней борьбы самого индивида с собой. Кроме того, нужно отметить, что социальная мобильность зависит от подвижности субъективного мира индивида, от его умения приноровиться к меняющейся ситуации. Если общество как целостная система изменяется, то меняются ценности, идеи взгляды; меняются социальные связи, их особенности * и характер. В случае, когда индивид не «вписывается» в систему новых связей, и происходит резкое перемещение его вниз по социальной лестнице, то можно говорить, что субъективная изменчивость его ограничена. Появляется опасность отторжения его от общества, превращения в изгоя преступника, бродягу, нищего и т. д1. Итак, рассмотрев ключевые понятия концепции социальной мобильности попытаемся привлечь её для исследования маргинальности с целью уточнения эмпирических границ этого социологического конструкта. Очевидно, что с позиций теории социальной мобильности результатом социального перемещения является обретение индивидом новой социальной позиции в социальной структуре общества. Обретение статуса происходит не одномоментно, это определенный процесс, имеющий пространственновременную протяженность. При этом на какое-то время индивид оказывается в переходном, промежуточном положении между двумя социальными группами (профессиональными, этническими, политическими, экономическими), когда он уже покинул одну статусную позицию, но ещё не утвердился в другой, что определяется как состояние маргинальности. Возможно также, что в результате интенсивной нисходящей социальной мобильности индивид может Василенко И.В. Человек в социуме: мотивация я мобильность. Волгоград, 199$. С. 38. |