Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 30]

Ван Геннепа.
В свою очередь А.Ван Геннеп, изучая архаические общества, выделял такое явление, как обряды перехода
гііев бе разза§е, и определял их как «обряды, сопровождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста»12.
Обряды перехода переводят индивида из одной социальной категории в другую (рождение, инициация, брак, совершеннолетие и т.п.).
Он выделял три фазы «обряда перехода»:
• разделение; • грань; • восстановление.
Первая фаза разделение означает открепление личности
или группы от прежнего места в социальной структуре и от определенных культурных обстоятельств.
Вторая фаза грань
(Іітеп лат.
порог) является «лиминальной фазой» и характеризуется двойственностью положения «переходящего» субъекта, когда индивид покинул старую группу, к которой он принадлежал, и еще не вошел в ту группу, в которую обряд его переводит.
Тэрнер пишет: «Свойства лиминальности, или лиминальных
персон («пороговых людей») непременно двойственны, поскольку и сама лиминальность, и ее носители увертываются или выскальзывают из сети классификаций, которые обычно размещают 2 состояния и положения в культурном пространстве » .
Третья фаза восстановительная «переходящий»
субъект вновь обретает стабильное состояние и получает другие права и обязанности в соответствии с обретенным социальным положением.
Разрабатывая теорию ритуала и анализируя обряды перехода, В.Тэрнер наибольшее внимание уделял промежуточной, лиминальной фазе.
Изучая состояние лиминальности, он пытался выявить и описать свойства «пороговых» людей.
Было отмечено, что эти люди обладают амбивалентностью, они
не укладываются в рамки каких-либо классификаций.
1Тэрнер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
168 2 Там же.
С.169 30
[стр. 29]

29 Т Как видим, между утратой прежнего статуса и обретением нового, существует переходная позиция, которая характеризуется как маргинальная.
Таким образом, можно заключить, теория социальной мобильности рассматривает маргинальность как следствие различных видов социальных перемещений и определяет существование сложных причинно-следственных связей между возникновением состояния маргинальности и процессами горизонтальной и вертикальной мобильности.
Теория ритуала В.
Тэрнера.
Обзор теорий маргинальности необходимо дополнить антропологическим подходом.
Здесь будет рассмотрена теория ритуала английского исследователя В.
Тэрнера, которая дает возможность рассмотреть * маргинализацию как некий видовой антропологический процесс.
В этом смысле она значима и важна.
В социальной антропологии в связи с маргинальностью выделяют два понятия: «обряды перехода» и «номинальность».
Последнее используется при характеристике «обрядов перехода» и выражает некоторые смыслы, которые включает в себя понятие маргинальности.
Если провести аналогию между маргинальностью и лиминальностью, то можно обнаружить достаточно много общего.
В.
Тэрнер при разработке теории ритуала на основании данных полевых исследований племен Африки опирался на идеи и терминологию Арнольда Ван Геннепа.
В свою очередь А.Ван Геннеп, изучая архаические общества, выделял такое явление, как обряды перехода
гіСез сіе развале, и определял их как «обряды, сопровождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста»1.
Обряды перехода переводят индивида из одной социальной категории в другую (рождение, инициация, брак, совершеннолетие и т.п.).
Он выделял три фазы «обряда перехода»:
разделение, грань и восстановление.
Первая фаза разделение означает открепление личности
или группы от прежнего места в социальной структуре и от определенных культурных обстоятельств.
Вторая фаза грань
(Ншеп лат.
порог) является Тэрнер В.
Символ и ритуал.
М., 1983.
С.
168.


[стр.,30]

30 «поминальной фазой» и характеризуется двойственностью положения «переходящего» субъекта, когда индивид покинул старую группу, к которой он принадлежал, и ещё не вошел в ту группу, в которую обряд его переводит.
Тэрнер пишет: «Свойства лиминальности, или лиминальных регзопае («пороговых людей») непременно двойственны, поскольку и сама лиминальность, и её носители увертываются или выскальзывают из сети классификаций, которые обычно размещают «состояния» и положения в культурном пространстве»1.
Третья фаза восстановительная «переходящий»
вновь обретает стабильное состояние и получает другие права и обязанности в соответствии с обретенным социальным положением.
Разрабатывая теорию ритуала и анализируя обряды перехода, В.Тэрнер * наибольшее внимание уделял промежуточной, лиминальной фазе.
Изучая состояние лиминальности, он пытался выявить и описать свойства «пороговых» людей.
Было отмечено, что эти люди обладают амбивалентностью, они
ие укладываются в рамки каких-либо классификаций.
«Лиминальные существа, пишет Тэрнер, ни здесь, ни там, ни то ни сё; они в промежутке между положениями, предписанными и распределенными законом, обычаем, условностями и церемониалом»2.
Данное определение лиминальных субъектов в определенной степени совпадает с понятием маргинальной личности, которая находится в состоянии перехода из одной культуры в другую «на границе между двумя социальными мирами, но не принимается ни одним из них как его полноправный участник»3.
Общее свойство маргинальной ситуации с лиминальной фазой обряда перехода это промежуточность положения индивида.
Общий структурный контекст этих двух социальных феноменов —переход индивидов из одной группы в другую, во время, которого индивид оказывается в «окраинном» положении по отношению к обеим группам старой и новой.
В обоих случаях старые 1Там же.
С.
169.
'Там же.
С.
169.
' Шибутани Т.
Социальная психология.
Ростов н/Д.
1998.
С.
492-492.

[Back]