1.2. Концепции маргинальности в западной социологии До сих пор мы анализировали те теории, в которых описывалось явление маргинальности, но не использовалось само понятие. Теперь же перейдем к рассмотрению содержания концепции маргинальности. Для того, чтобы лучше понять природу такого сложного социального феномена как маргинальность обратимся к истории вопроса. Рассмотрим, что нового вносилось различными исследователями в теорию маргинальности в ходе её развития, и что сделало её привлекательной научной категорией в современном социологическом дискурсе. Использование исторического метода в данной работе является необходимым, так как позволяет выявить современные основные теоретические подходы к этой проблеме и содержание концепции на настоящем этапе её развития. Понятие «маргинальность» является производным от латинского слова таг%о — что означает край, граница, межа, предел1. Позднелатинское слово «таг%іп» имеет три смысловые интерпретации: 1) поле (книги); 2) край, полоса, граница; 3) резерв. Современное слово «таг§іпаІ» выражает прилагательное, с тем же смысловым значением предельности: 1) написанный на полях; 2) крайний, предельный. Уже в силу своей полисемантичности (граница как край, и граница как переход), в общ ем и довольно абстрактном смы сле, маргинальность мож ет означать: 1) промежуточное, переходное состояние социального объекта; 2) периферийное положение социального объекта относительно избранной системы отсчета. Содержание концепции маргинальности в американской социологии. Возникновение концепции маргинальности в социологии связано с именем Роберта Эрза Парка. Американский социолог, представитель Чикагской школы социологии, он занимался изучением человеческого поведения в городской среде, в частности, иммигрантских сообществ в Чикаго. Исследования его касались социальных процессов и проблем социальной дезорганизации, свойственных современным цивилизованным Латинско-русский словарь. М, 1976. С. 619 34 |
33 1.2. Основное содержание концепции маргинальности в современном социологическом дискурсе До сих пор мы анализировали те теории, в которых описывалось явление ♦ маргинальности, но не использовалось само понятие. Теперь же перейдем к рассмотрению содержания концепции маргинальности. Для того, чтобы лучше понять природу такого сложного социального феномена как маргинальность обратимся к истории вопроса. Рассмотрим, что нового вносилось различными исследователями в теорию маргинальности в ходе её развития, и что сделало её привлекательной научной категорией в современном социологическом дискурсе. Использование исторического метода в данной работе является необходимым, так как позволяет выявить основные современные теоретические • подходы к этой проблеме и содержание концепции на настоящем этапе её развития. Понятие «маргинальность» является производным от латинского слова таг%о —что означает край, граница, межа, предел1. Позднелатинское слово «таг$іт имеет три смысловые интерпретации: 1) поле (книги); 2) край, полоса, граница; 3) резерв. Современное слово «таг§іпа(» выражает прилагательное, с тем же смысловым значением предельности: 1) написанный на полях; 2) крайний, предельный. Уже в силу своей полисемантичности (граница как край, и граница как переход), в общем и довольно абстрактном смысле, маргинальность может означать: 1) промежуточное, переходное состояние социального объекта; 2) периферийное положение социального объекта относительно избранной системы отсчета. Содержание концепции маргинальности в американской социологии. Возникновение концепции маргинальности в социологии связано с именем Роберта Эрза Парка. Американский социолог, представитель Чикагской школы социологии, он занимался изучением человеческого поведения в городской * среде, в частности, иммигрантских сообществ в Чикаго. Исследования его касались социальных процессов и проблем социальной дезорганизации, 1Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 619. |