Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 39]

нто его социальный мир дезорганизован, его личные связи нарушены, он теряет ориентировку, появляется чувство смятения и подавленности.
Индивид чувствует себя отчужденным от обеих культур, у
него развивается внутриличностный конфликт, который отражается на его психике.
«Маргинальный человек как бы
помещен между двух зеркал, одновременно, дающих крайне различные его изображения», противоречивость получающихся образов способствует возникновению дуального самосознания.
Индивид «утратил нечто из своего изначального «Я», но ещё не обрел «Я» новое и
стабильное»1.
Двойственность установок и восприятия определяет суть маргинального человека, что объясняет неустойчивость и противоречивость его мнений и действий, психическую неуравновешенность.
Стоунквист полагает, что процесс адаптации личности, т.е.
трансформации социального, психического и эмоционального её аспектов, возможен, но длителен и занимает около 20 лет.
С точки зрения этносоциальных процессов, он рассматривает маргинального человека как ключевую личность в контакте двух культур.
«В нем культуры вступают во взаимодействие, конфликты и постепенно вырабатывают определенный род приспособления и взаимопроникновения, он является
тиглем, в котором совершается переплавка культур»2.
Маргинальная личность, согласно Стоунквисту — это личность, которая в результате миграции, брака, получения образования покидает одну группу или культуру и не находит удовлетворительного варианта приспособления к другой.
Вследствие этого она оказывается на периферии каждой из культур и не является членом ни той, ни другой.
Развивая концепцию маргинальности, Стоунквист указывает, что принадлежность к какой-либо группе более значима для индивида, чем принадлежность к какой-либо культуре.
Потому черты маргинальной личности по своей природе скорее социально-психологические, чем культурные.
Он расширяет понятие маргинальности, отмечая, что это явление
1Стоунквист Э.В.
Маргинальный человек.
Исследование личности и культурного конфликта //
Современная зарубежная этнография.
Реферативный сборник.
М, 1979.

С.101
1Зюпециізі Е.Ѵ.
ТКе Маг^таі Мап.
Л Зшбу іп регзопаіііу апб сиішге сопЯісі.
Ие\ѵ Зогк: КиззеІ, 1961.
Р.
8384 39
[стр. 37]

37 Таким образом, концепция маргинальности возникла на стыке социологии, культурной антропологии и общей теории личности и была призвана обозначать индивидов, имеющих двойственную (впоследствии и множественную) культурную самоидентификацию.
Первоначальное рассмотрение проблемы маргинальности, связанное с культурологическим подходом Р.Парка, положило начало последующим исследованиям по данной проблеме.
Идеи Парка были развиты и переработаны Эвереттом Стоунквистом.
Наиболее ярким примером маргинальности, он считал, так называемые, «культурные гибриды», к которым относил мигрантов и «расовые гибриды» в частности, евразийцев Индии, «цветных» Южной Африки и Ямайки, мулатов США, и отмечал, что маргинальность имеет место в случае как внешней, так и внутренней миграции.
Стоунквист характеризует положение маргиналовмигрантов такими понятиями, как сіерауг —перенесенный в другую обстановку, выбитый из колеи, сіесіазге вырванный из среды, бегаете —вырванный с корнем, изгнанник, чужак1.
Объектом его внимания становятся психологические черты маргинальной личности и проблемы её адаптации в новой культурной среде.
Стоунквист отмечает, что индивид не становится маргинальной личностью до тех пор, пока он не воспринимает культурный конфликт как личную проблему.
В связи с этим автор выделяет три фазы в эволюции маргинальной личности.
Фаза, когда он ещё не осознает, что национальный и расовый конфликт —затрагивает его жизнь (1); период, когда он осознает этот конфликт (2); успешные или безуспешные поиски приспособления к ситуации конфликта (З)2.
Именно во второй период индивид становится маргиналом.
Этот этап является поворотным в его жизни.
Личность оказывается в психологическом балансировании между двумя социальными мирами.
Индивид обнаруживает, что его социальный мир дезорганизован, его личные связи нарушены, он теряет ориентировку, появляется чувство смятения и подавленности.
Индивид чувствует себя отчужденным от обеих культур, у
1Зіопефіія Е.Ѵ.
Тке Маг§іла1 Мал, А $1исіу іп регзопаіісу апгі сиішге сопПісі.
N6^ Іогк: Кшзеі, 1961.
Р.
83*84.
31ЫА Р.
121*122.


[стр.,38]

38 него развивается внутриличностный конфликт, который отражается на его психике.
«Маргинальный человек как бы
помешен между двух зеркал одновременно, дающих крайне различные его изображения»1, противоречивость получающихся образов способствует возникновению дуального самосознания.
Индивид «утратил нечто из своего изначального «Я», но ещё не обрел «Я» новое и
стабильное»2.
Двойственность установок и восприятия определяет суть маргинального человека, что объясняет неустойчивость и противоречивость его мнений и действий, психическую неуравновешенность.
Стоунквист полагает, что процесс адаптации личности, т.е.
трансформации социального, психического и эмоционального её аспектов, возможен, но * длителен и занимает около 20 лет3.
С точки зрения этносоциальных процессов, он рассматривает маргинального человека как ключевую личность в контакте двух культур.
«В нем культуры вступают во взаимодействие, конфликты и постепенно вырабатывают определенный род приспособления и взаимопроникновения, он является
тигелем, в котором совершается переплавка культур»4.
Маргинальная личность, согласно Стоунквисту — это личность, которая в результате миграции, брака, получения образования покидает одну группу или культуру и не находит удовлетворительного варианта приспособления к другой.
Вследствие этого она оказывается на периферии каждой из культур и не является членом ни той, ни другой.
Развивая концепцию маргинальности, Стоунквист указывает, что принадлежность к какой-либо группе более значима для индивида, чем принадлежность к какой-либо культуре.5 Потому черты маргинальной личности по своей природе скорее социально-психологические, чем культурные.
Он расширяет понятие маргинальности, отмечая, что это явление
наблюдается не только, когда человек находится под влиянием двух больших ш 1 Стоунквист Э.В, Маргинальный человек.
Исследование личности и культурного конфликта
Іі Современная зарубежная этнография.
Реферативный сборник.
М., 1979.

С.ІОІ.
2 Зіопе^иія Е.Ѵ.
ТЬе Маг§іпаІ Мал.
А Зпкіу іп регеопаіісу ап4 сиііите сопЛісі.
N0* Догк: КиззеІ, 1961.
Р.
$3*84.
* ІЬі<і Р.
92-93.
4гыа.р .
12.
*ІЪіа.Р.214.


[стр.,80]

80 психологических характеристик данных индивидов.
Поэтому сделаем попытку систематизировать и описать типы маргинальной личности с указанием их психологических особенностей с точки зрения основных видов маргинальности, а именно культурной и структурной.
Итак, культурная маргинальность.
Главное, что здесь определяет природу маргинального человека —чувство моральной дихотомии и внутриличностного конфликта, вызванное его промежуточным положением на границе двух культур.
К комплексу черт маргинальной личности относят следующие: серьезные сомнения в своей личной ценности, постоянная боязнь быть отвергнутым, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем, уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются'.
Стоунквист в этой связи также отмечает, что типичные черты маргинальной формируются личности тогда, когда межгрупповой культурный конфликт воспринимается как личная проблема.
Человек обнаруживает, что его социальный мир дезорганизован, его личные связи нарушены, у него появляются чувства смятения и подавленности.
Суть маргинального человека характеризует двойственность самосознания.
Этим объясняется неустойчивость и противоречивость его мнений и действий, психическая неуравновешенность.
Психический конфликт у маргинальной личности приводит к ощущению безнадежности и отчаянию, а также вызывает разрушение «жизненной организации», структуры установок и системы ценностей2.
Для внутреннего мира маргинального человека присущи такие психологические характеристики как: дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта; ощущение «неприступной стены», неприспособленности, неудачливости; беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;** 1Шкбутаки Т.
Социальная психология.
Ростов н/Д, 199$.
С.
492.
*Стоунквист Э.В.
Маргинальный человек.
Исследование личности и культурного конфликта// Современная зарубежная этнография.
Реферативный сборник.
М., 1979.
С.
101,
С.
106.

[Back]