что чем ближе личность к группе, считающей себя в равной степени и евреями и американцами, тем сильнее внутренний разлад1. Н.Дики-Кларк, изучая этнические меньшинства, приходит к заключению, что понимание маргинальности только как результата культурного конфликта является упрощенным. Он углубляет понимание структуры маргинального конфликта и видит суть маргинальной ситуации в несоответствии между принадлежностью к определенной культурной среде и позицией индивида в системе социальных отношений. Так, подчиненные группы могут активно усваивать культуру доминантной группы, но исключаться или частично включаться в систему социальных отношений, это несоответствие и является основным критерием того, что индивид находится в маргинальной ситуации2. Социально-психологический взгляд на данную проблему представлен Т.Шибутани в его монографии «Социальная психология». Т.Шибутани дополняет концепцию маргинальности, рассматривая её с позиции социализации личности в изменяющемся обществе. В плюралистических обществах с несовместимыми картинами мира индивид оказывается перед лицом нескольких эталонных групп. Он оказывается в состоянии внутреннего конфликта, когда невозможно удовлетворить противоположные требования этих групп. Индивиду трудно успешно интегрировать Я-концепцию, так как он оказывается в маргинальном положении на границе между двумя социальными группами3. Шибутани также рассматривает маргинальный статус как продукт противоречий социальной структуры общества, что является новым в сложившейся социально-психологической интерпретации последнего. В случае социальной дезорганизации, когда условия жизни меняются, разрушаются старые группы и возникают новые, групповые нормы становятся непонятными и противоречивыми, появляются различия в стандартах поведения. До тех пор 1Тамже. С. 59 2Ціскіе-СІагк Н. Р. ТЬе шаг§іпаІ ьішаііоп: А«осіоі. $1и<іуоРа соіоигесі §іоир. I..: КоиНссІ^еа. Раиі, 1966. Р. 166 3ШнбутаішТ. Социальная психология. Ростов н/Дону, 1998. С. 490 43 |
42 самосознания личности. Он обнаружил, что чем ближе личность к группе, считающей себя в равной степени и евреями и американцами, тем сильнее внутренний разлад1. Н.Дики-Кларк, изучая этнические меньшинства, приходит к заключению, что понимание маргинальности только как результата культурного конфликта является упрощенным. Он углубляет понимание структуры маргинального конфликта и видит суть маргинальной ситуации в несоответствии между принадлежностью к определенной культурной среде и позицией индивида в системе социальных отношений. Так, подчиненные группы могут активно усваивать культуру доминантной группы, но исключаться или частично включаться в систему социальных отношений, это несоответствие и является основным критерием того, что индивид находится в маргинальной ситуации2. Т.Шибутани дополняет концепцию маргинальности, рассматривая её с позиции социализации личности в изменяющемся обществе. В плюралистических обществах с несовместимыми картинами мира индивид оказывается перед лицом нескольких эталонных групп. Он оказывается в состоянии внутреннего конфликта, когда невозможно удовлетворить противоположные требования этих групп. Индивиду трудно успешно интегрировать Я-концепцию, так как он оказывается в маргинальном положении на границе между двумя социальными группами3. Шибутани также рассматривает маргинальный статус как продукт противоречий социальной структуры общества, что является новым в сложившейся социальнопсихологической интерпретации последнего. В.Манчини делает подробный теоретический обзор по данной проблеме, выделяет маргинальность социальной роли, а также вводит понятия сущностной и процессуальной маргинальности4. Сущностная маргинальность обозначает положение индивидов, роли которых поместили их в «середину» 1Там же. С. 59. 3ОісЬіе-СІаткН. Р. ТНегтш^іпа]аііиаііоп: Азосіоі. зішіу оГасоіоигегі $гоир. І,.: Коиі1е<і&еа. Раи], 1966. Р. 166. 5Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Дону, 1998. С. 490. 4Мапсіпі В.Г.N0 о\ѵпегоГзоіі: ТНесопсері оГтаг^шаПіугеѵізііедол ііз зіхііеіЬЬГШиІауИІпіст. геѵ. оГтой. зосіоіову. № * ПеІНі. 1988. ѴоІ 18. № 2. Р.191-192. |