Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 44]

пока не установится новый социальный порядок и новые шаблоны поведения не зафиксируются в привычках, человек испытывает внутренний конфликт, и его статус может быть определен как маргинальный.
Другой американский исследователь Манчини делает подробный теоретический обзор по данной проблеме, выделяет маргинальность социальной роли, а также вводит понятия сущностной и процессуальной маргинальности.
Сущностная маргинальность обозначает положение индивидов, роли которых поместили их в «середину»
между двумя группами, которые могут выступать в качестве референтных.
Например, когда индивид становится маргиналом «по определению» (англо-индиец).
Процессуальная маргинальность обозначает положение индивидов в процессе движения от передающей группы к принимающей, когда личность оказывается в положении, что она частично исключена из первой, но не принята полностью во вторую группу.
Автор подчеркивает, что процессуальная маргинальность скорее динамическая, чем статическая1.
Таким образом, мы видим, что концепция Парка-Стоунквиста прошла определенную эволюцию в американской социологии, в ней формируются новые позиции и точки зрения, вводятся новые характеристики, конкретизируются отдельные положения.
Вместе с тем маргинальность обозначается, по-прежнему, как культурная маргинальность.
Данный тип маргинальности связан социокультурными системами и рассматривает этот феномен в контексте этносоциальных процессов.
Маргинальность определяется как положение личности на границе двух культур, которое обусловливает её особую социально-психологическую организацию.
Имеет смысл отдельно остановиться на творческом потенциале культурной маргинальности, который отмечают многие её исследователи.
Они полагают, что судьба, во многом суровая к маргинальной личности, в то же время позволяет индивиду взглянуть на мир «со стороны», увидеть то, что привычный
1Мапсіпі ВТ.
N 0 оипег оГ80ІІ: ТЬе сопсері о('таг&іпаіііу геѵізііесі оп ій зіхсіеііі ЬіпМ ау // Іп іет, геѵ.
оГ то й .
8ОСІ0ІО&-.
Ыеѵѵ ОеІЬІ, 1988.
Ѵоі 18.
№ 2.
Р.
191-192 44
[стр. 42]

42 самосознания личности.
Он обнаружил, что чем ближе личность к группе, считающей себя в равной степени и евреями и американцами, тем сильнее внутренний разлад1.
Н.Дики-Кларк, изучая этнические меньшинства, приходит к заключению, что понимание маргинальности только как результата культурного конфликта является упрощенным.
Он углубляет понимание структуры маргинального конфликта и видит суть маргинальной ситуации в несоответствии между принадлежностью к определенной культурной среде и позицией индивида в системе социальных отношений.
Так, подчиненные группы могут активно усваивать культуру доминантной группы, но исключаться или частично включаться в систему социальных отношений, это несоответствие и является основным критерием того, что индивид находится в маргинальной ситуации2.
Т.Шибутани дополняет концепцию маргинальности, рассматривая её с позиции социализации личности в изменяющемся обществе.
В плюралистических обществах с несовместимыми картинами мира индивид оказывается перед лицом нескольких эталонных групп.
Он оказывается в состоянии внутреннего конфликта, когда невозможно удовлетворить противоположные требования этих групп.
Индивиду трудно успешно интегрировать Я-концепцию, так как он оказывается в маргинальном положении на границе между двумя социальными группами3.
Шибутани также рассматривает маргинальный статус как продукт противоречий социальной структуры общества, что является новым в сложившейся социальнопсихологической интерпретации последнего.
В.Манчини делает подробный теоретический обзор по данной проблеме, выделяет маргинальность социальной роли, а также вводит понятия сущностной и процессуальной маргинальности4.
Сущностная маргинальность обозначает положение индивидов, роли которых поместили их в «середину»
1Там же.
С.
59.
3ОісЬіе-СІаткН.
Р.
ТНегтш^іпа]аііиаііоп: Азосіоі.
зішіу оГасоіоигегі $гоир.
І,.: Коиі1е<і&еа.
Раи], 1966.
Р.
166.
5Шибутани Т.
Социальная психология.
Ростов н/Дону, 1998.
С.
490.
4Мапсіпі В.Г.N0 о\ѵпегоГзоіі: ТНесопсері оГтаг^шаПіугеѵізііедол ііз зіхііеіЬЬГШиІауИІпіст.
геѵ.
оГтой.
зосіоіову.
№ * ПеІНі.
1988.
ѴоІ 18.
№ 2.
Р.191-192.


[стр.,43]

43 между двумя группами, которые могут выступать в качестве референтных.
Например, когда индивид становится маргиналом «по определению» (англоиндиец).
Процессуальная маргинальность обозначает положение индивидов в * процессе движения от передающей группы к принимающей, когда личность оказывается в положении, что она частично исключена из первой, но не принята полностью во вторую группу.
Автор подчеркивает, что процессуальная маргинальность скорее динамическая, чем статическая.
Таким образом, мы видим, что концепция Парка-Стоунквиста прошла определенную эволюцию в американской социологии, в ней формируются новые позиции и точки зрения, вводятся новые характеристики, конкретизируются отдельные положения.
Вместе с тем маргинальность * обозначается, по-прежнему, как культурная маргинальность.
Данный тип маргинальности связан социокультурными системами и рассматривает этот феномен в контексте этносоциальных процессов.
Маргинальность определяется как положение личности на границе двух культур, которое обусловливает её особую социально-психологическую организацию.
Имеет смысл отдельно остановиться на творческом потенциале культурной маргинальности, который отмечают многие её исследователи.
Они полагают, что судьба, во многом суровая к маргинальной личности, в то же время позволяет индивиду взглянуть на мир «со стороны», увидеть то, что привычный
взор уже не воспринимает.
«На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом, более отстраненной и рациональной точкой зрения.
Маргинальный человек это всегда человек сравнительно более цивилизованный»1.
Личность, с рождения принадлежащая к определенной культуре, слишком многое считает незыблемым и обыденным.
Маргинальная личность, ощущая свою принадлежность к двум социокультурным мирам, * привыкает усматривать альтернативы развития, способна увидеть проблемы, подметить взаимосвязь, открыть новое там, где другие видят лишь рутину.
1Рагк К.Е.
Ласе апсі сиішге.
Сіепсое: Ргее ргезз, 1950.
Р.
376.

[Back]