Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 45]

взор уже не воспринимает.
«На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом, более отстраненной и рациональной точкой зрения.
Маргинальный человек это всегда человек сравнительно более цивилизованный»1.
Личность, с рождения принадлежащая к определенной культуре, слишком многое считает незыблемым и обыденным.
Маргинальная личность, ощущая свою принадлежность к двум социокультурным мирам, привыкает усматривать альтернативы развития, способна увидеть проблемы, подметить взаимосвязь, открыть новое там, где другие видят лишь рутину.

В отличие от «глубинных» носителей национальных культур, маргинальный человек способен видеть рубежи каждой из родительских культур, он выступает как бы сторонним созерцателем и той, и другой.
Это особое положение маргинальной личности представляет ей мировоззренческое преимущество.
Взгляд на мир, в котором живет маргинал, шире и объективнее, острее и проницательнее.
Так, Г.Зиммель связывал свободу личной самореализации, нестандартность созидательной деятельности «чужака» с присутствием в сознании нескольких картин мира, благодаря чему приобретается гибкость мышления, способность принятия многоликости окружающей его реальности.
Маргинальные люди обычно бывают более творческими, чем другие.
В различных культурах наибольшие достижения осуществляются часто во времена быстрых социальных изменений, «и многие из великих вкладов были сделаны маргинальными
людьми»2.
Маргинальная ситуация может стать «источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества»3.
Многие обновляющиеся тенденции в истории мировой культуры и духовной истории человечества обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям.
Так культурная маргинальность предстает как одна из предпосылок
1РагкК.
Е.
Касе аші сиішге.
Оіепсое: Ргеерге5$, Р.
376 2Шибутани Т.
Социальная психология.
Ростов
н/Дону, 1998.
С.
495 ’ Рашковский Е.
Маргиналы // 50/50.
Опыт словаря нового мышления.
М.,1989.
С.
148
45
[стр. 43]

43 между двумя группами, которые могут выступать в качестве референтных.
Например, когда индивид становится маргиналом «по определению» (англоиндиец).
Процессуальная маргинальность обозначает положение индивидов в * процессе движения от передающей группы к принимающей, когда личность оказывается в положении, что она частично исключена из первой, но не принята полностью во вторую группу.
Автор подчеркивает, что процессуальная маргинальность скорее динамическая, чем статическая.
Таким образом, мы видим, что концепция Парка-Стоунквиста прошла определенную эволюцию в американской социологии, в ней формируются новые позиции и точки зрения, вводятся новые характеристики, конкретизируются отдельные положения.
Вместе с тем маргинальность * обозначается, по-прежнему, как культурная маргинальность.
Данный тип маргинальности связан социокультурными системами и рассматривает этот феномен в контексте этносоциальных процессов.
Маргинальность определяется как положение личности на границе двух культур, которое обусловливает её особую социально-психологическую организацию.
Имеет смысл отдельно остановиться на творческом потенциале культурной маргинальности, который отмечают многие её исследователи.
Они полагают, что судьба, во многом суровая к маргинальной личности, в то же время позволяет индивиду взглянуть на мир «со стороны», увидеть то, что привычный взор уже не воспринимает.
«На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом, более отстраненной и рациональной точкой зрения.
Маргинальный человек это всегда человек сравнительно более цивилизованный»1.
Личность, с рождения принадлежащая к определенной культуре, слишком многое считает незыблемым и обыденным.
Маргинальная личность, ощущая свою принадлежность к двум социокультурным мирам, * привыкает усматривать альтернативы развития, способна увидеть проблемы, подметить взаимосвязь, открыть новое там, где другие видят лишь рутину.

1Рагк К.Е.
Ласе апсі сиішге.
Сіепсое: Ргее ргезз, 1950.
Р.
376.


[стр.,44]

44 В отличие от «глубинных» носителей национальных культур, маргинальный человек способен видеть рубежи каждой из родительских культур, он выступает как бы сторонним созерцателем и той, и другой.
Это особое * положение маргинальной личности представляет ей мировоззренческое преимущество.
Взгляд на мир, в котором живет маргинал, шире и объективнее, острее и проницательнее.
Так, Г.Зиммель связывал свободу личной самореализации, нестандартность созидательной деятельности «чужака» с присутствием в сознании нескольких картин мира, благодаря чему приобретается гибкость мышления, способность принятия многоликости окружающей его реальности'.
Маргинальные люди обычно бывают более творческими, чем другие.
В различных культурах наибольшие достижения * осуществляются часто во времена быстрых социальных изменений, «и многие из великих вкладов были сделаны маргинальными
людьми»12.
Маргинальная ситуация может стать «источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества»3.
Многие обновляющиеся тенденции в истории мировой культуры и духовной истории человечества обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям.
Так культурная маргинальность предстает как одна из предпосылок
социокультурного прогресса современной цивилизации.
Ведь каждая социокультурная система имеет свои комплексы и стереотипы, и в этом плане, она «туземна» для своего носителя4.
Маргинальность, в определенном смысле, раздвигает возможности человека как культурного существа путем вхождения в миры различных культур и преодоления ограниченности своей культуры.
Маргинальность положения определенных групп в обществе влияет на процессы формирования структуры сознания их индивидов.
Именно слабая адаптация к господствующей в обществе системе норм и условностей, * способствует формированию творческих способностей.
Маргинальное сознание 1Шибутани Т.
Социальная психология.
Ростов
к/Дону, 1998.
С.
495.
1Там же.
С.
495.
5РашковскиЙ Б.
Маргиналы //50/50.
Опыт словаря нового мышления.
М.,1989.
С.
148.

4Эпштейн Н.
Говорить на языке всех культур// Наука к жизнь.
1990.
Кэі.
С.
102.

[Back]