процессы стратификации в европейском обществе. В связи с этим и по ряду других причин понятие маргинальности в европейской литературе приобрело несколько иной смысл, нежели в американской социологии. Новый подход к проблеме маргинальности объясняется также разницей в характере миграционных процессов. Для США характерна преимущественно переселенческая иммиграция, в то время, как для Европы — трудовая. Если при переселенческой миграции индивиды осознанно стремятся войти в новую социокультурную среду, освоить образцы и нормы референтного образа жизни, то при трудовом характере миграции характерны другие явления. Уже сам состав въезжающих, трудовых мигрантов характеризуется тем, что они, как правило, занимают нижние ступени социальной иерархии в собственной стране. Вследствие этого процессы аккультурации и восходящей вертикальной мобильности в новой среде для них ещё в большей степени затруднены, что создает предпосылки вытеснения данных индивидов на периферию общества и образованию социальных групп, находящихся вне общества. В связи с этим в европейской традиции начинает складываться новый подход в исследовании маргинальности, рассматривающий её как состояние социальных групп, находящихся в окраинном, изолированном положении в социальной структуре. В данном подходе маргинальность связывается с исключением индивидов и социальных групп из производственного процесса и системы общественных связей. Модель маргинала-личности «на рубеже культур» дополняется моделью маргинала-индивида «на обочине» общества, изгоя и аутсайдера. Маргинальность понимается как потеря статуса вследствие неинтегрированности индивидов — в силу различных демографических и социальных причин — в общественные структуры. К маргиналам относится часть населения, «не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов — во имя политической 47 |
45 позволяет его обладателю стать «скептиком в собственном смысле слова», поскольку не адаптированность к условиям и нормам позволяет усомниться в самих основаниях, а не в отдельных результатах. Сомнение маргинала направлено на научный дискурс1. Таким образом, в концепции культурной маргинальности исследователями подчеркивается творческий потенциал маргинального человека и открывается новый аспект в изучении этой проблемы. В контексте проблематики настоящей работы этот аспект интересен тем, что творческий ресурс маргинальной личности направлен на созидательные цели в общем социальном контексте и оказывает влияние на позитивную направленность социальных процессов, что может способствовать более интенсивному развитию общества. Содержание концепции маргинальности в европейской социологии. Концепция маргинальности получила своё дальнейшее развитие в европейской традиции, в которой понятие маргинальности исследуется с учетом объективных социальных условий, и получает новое содержание и звучание. Европейское общество изначально формировалось как общество стратифицированное и иерархичное. Традиционно в Европе придавали большое значение преемственности статуса и образа жизни. Свободная инициатива и социальная мобильность не имели решающего влияния на процессы стратификации в европейском обществе. В связи с этим и по ряду других причин понятие маргинальности в европейской литературе приобрело несколько иной смысл, нежели в американской социологии. Новый подход к проблеме маргинальности объясняется также разницей в характере миграционных процессов. Для США характерна преимущественно переселенческая иммиграция, в то время, как для Европы —трудовая. Если при переселенческой миграции индивиды осознанно стремятся войти в новую социокультурную среду, освоить образцы и нормы референтного образа жизни, то при трудовом характере миграции характерны другие явления. Уже сам Фролова Н.А. Маргинализация как социальный феномен: Автореф. дисс... канн, соцнол. наук. М., 1994. С.15. состав въезжающих, трудовых мигрантов характеризуется тем, что они, как правило, занимают нижние ступени социальной иерархии в собственной стране. Вследствие этого процессы аккультурации и восходящей вертикальной мобильности в новой среде для них ещё в большей степени затруднены, что создает предпосылки вытеснения данных индивидов на периферию общества и образованию социальных групп, находящихся вне общества. В связи с этим в европейской традиции начинает складываться новый подход в исследовании маргинальности, рассматривающий её как состояние социальных групп, находящихся в окраинном, изолированном положении в социальной структуре. В данном подходе маргинальность связывается с исключением индивидов и социальных групп из производственного процесса и системы общественных связей. Модель маргинала-личности «на рубеже культур» дополняется моделью маргинапа-индивида «на обочине» общества, изгоя и аутсайдера. Маргинальность понимается как потеря статуса вследствие неинтегрированности индивидов — в силу различных демографических и социальных причин в общественные структуры. К маргиналам относится часть населения, «не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов —во имя политической стабильности имущими классами»1. Здесь необходимо отметить, что на такой подход к проблеме маргинальности европейскими исследователями оказала влияние марксистская теория, обзорный анализ которой был дан в начале работы. Кроме того, европейские исследователи в 50-60 гг. к маргинальным слоям стали относить тех, кто мигрировал из деревни в город и проходил адаптацию в ч городской среде. Здесь свою роль в расширении сферы социальной маргинализации сыграли интенсивные процессы миграции из деревни в город, которые совпали с периодом наиболее активного экономического развития На изломах социальной структуры. М., 1987. С.7. |