стабильности — имущими классами»1. Здесь необходимо отметить, что на такой подход к проблеме маргинальности европейскими исследователями оказала влияние марксистская теория, обзорный анализ которой был дан в начале работы. Кроме того, европейские исследователи в 50-60 гг. к маргинальным слоям стали относить тех, кто мигрировал из деревни в город и проходил адаптацию в городской среде. Здесь свою роль в расширении сферы социальной маргинализации сыграли интенсивные процессы миграции из деревни в город, которые совпали с периодом наиболее активного экономического развития европейских стран. При этом потеря прежнего статуса в результате миграции не означала для индивидов полной утраты статусных позиций, но была связана со статусной переориентацией и возникновением временного «промежуточного» состояния. Это позволило посмотреть на проблему маргинальности с точки зрения положения индивида в социальной структуре, и положило начало изучения маргинальности как процесса перемещения группы или индивида от одной статусной позиции к другой. Таким образом, в европейской традиции формируется новый подход в изучении проблемы маргинальности, наряду с культурной, выделяется структурная маргинальность. Феномен маргинальности рассматривается с позиции социально-стратификационного подхода и служит для описания явлений, связанных с изменениями в социальной структуре в результате социальной мобильности и обозначения положения индивида на периферии общества или на границе социального слоя или группы. Нужно отметить, что в европейском подходе существует достаточно много нюансов в понимании исследуемого феномена. Концепция маргинальности, как правило, не применяется как сложившийся теоретический конструкт, а переносится и принимается «в том аспекте, который отвечает традициям и нормам общественной жизни и способу ее познания»2. Исследование маргинальности в определенной степени 1На изломах социальной структуры. М., 1987. С.7 г Маргинальность в современной России. М., 2000. С 1 8 48 |
состав въезжающих, трудовых мигрантов характеризуется тем, что они, как правило, занимают нижние ступени социальной иерархии в собственной стране. Вследствие этого процессы аккультурации и восходящей вертикальной мобильности в новой среде для них ещё в большей степени затруднены, что создает предпосылки вытеснения данных индивидов на периферию общества и образованию социальных групп, находящихся вне общества. В связи с этим в европейской традиции начинает складываться новый подход в исследовании маргинальности, рассматривающий её как состояние социальных групп, находящихся в окраинном, изолированном положении в социальной структуре. В данном подходе маргинальность связывается с исключением индивидов и социальных групп из производственного процесса и системы общественных связей. Модель маргинала-личности «на рубеже культур» дополняется моделью маргинапа-индивида «на обочине» общества, изгоя и аутсайдера. Маргинальность понимается как потеря статуса вследствие неинтегрированности индивидов — в силу различных демографических и социальных причин в общественные структуры. К маргиналам относится часть населения, «не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов —во имя политической стабильности имущими классами»1. Здесь необходимо отметить, что на такой подход к проблеме маргинальности европейскими исследователями оказала влияние марксистская теория, обзорный анализ которой был дан в начале работы. Кроме того, европейские исследователи в 50-60 гг. к маргинальным слоям стали относить тех, кто мигрировал из деревни в город и проходил адаптацию в ч городской среде. Здесь свою роль в расширении сферы социальной маргинализации сыграли интенсивные процессы миграции из деревни в город, которые совпали с периодом наиболее активного экономического развития На изломах социальной структуры. М., 1987. С.7. европейских стран. При этом, потеря прежнего статуса в результате миграции не означала для индивидов полной утраты статусных позиций, но была связана со статусной переориентацией и возникновением временного «промежуточного» состояния. Это позволило посмотреть на проблему маргинальности с точки зрения положения индивида в социальной структуре, и положило начало изучения маргинальности как процесса перемещения группы или индивида от одной статусной позиции к другой. Таким образом, в европейской традиции формируется новый подход в изучении проблемы маргинальности, наряду с культурной, выделяется структурная маргинальность. Феномен маргинальности рассматривается с позиции социально-стратификационного подхода и служит для описания явлений, связанных с изменениями в социальной структуре в результате социальной мобильности и обозначения положения индивида на периферии общества или на границе социального слоя или группы. Нужно отметить, что в европейском подходе существует достаточно много 1 нюансов в понимании исследуемого феномена. Концепция маргинальности, как правило, не применяется как сложившийся теоретический конструкт, а переносится и принимается «в том аспекте, который отвечает традициям и нормам общественной жизни и способу ее познания»1. Исследование маргинальности в определенной степени определяется спецификой конкретной социальной действительности. В связи с этим расширяется диапазон употребления понятия маргинальности. Отсюда многоаспектность термина «маргинальность», своеобразие подходов понимания, достаточно широкая палитра его значений, встречающихся в научной литературе. В немецких исследованиях маргинальность рассматривается как общественная позиция, находящаяся на низшей ступени иерархической структуры общества. Категория людей, которые пребывают в маргинальном положение, обозначается как окраинная маргинальная группа. К ним причисляются достаточно гетерогенные группы, такие как иностранные Маргинальность в современной России. М.,2000. С.15. |