Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 49]

определяется спецификой конкретной социальной действительности.
В связи с этим расширяется диапазон употребления понятия маргинальности.
Отсюда многоаспектность термина «маргинальность», своеобразие подходов понимания, достаточно широкая палитра его значений, встречающихся в научной литературе.
В немецких исследованиях маргинальность рассматривается как общественная позиция, находящаяся на низшей ступени иерархической структуры общества.
Категория людей, которые пребывают в маргинальном положение, обозначается как окраинная маргинальная группа.
К ним причисляются достаточно гетерогенные группы, такие как иностранные
рабочие, бродяги, гомосексуалисты, нищие, проститутки, алкоголики, наркоманы, преступники, освобожденные уголовники, представители молодежных субкультур1.
Положение этих групп в социальной структуре характеризуется большой социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре «основного общества», что способствует их относительной депривации.
Выделяются такие черты поведения маргиналов, как пессимизм, апатия, разочарованность, бедность контактов, агрессия, отклоняющееся поведение.
Особенно подчеркивается то, что периферийные социальные группы легитимируются как объекты официального контроля.
Французские исследования маргинальности вносят новое специфическое содержание в данное понятие.
Французские авторы при изучении маргинального типа личности уделяют внимание её поведенческим особенностям, проявляющимся на уровне межиндивидуального общения, таким как различные девиации, пассивность (или агрессивность), аморальность и т.д.
При исследовании маргинального типа личности они ориентируются на изучение объективных социальных причин её формирования.
А.Фарж рассматривает маргинальность как «результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с
Маргинальность в современной России.
М., 2000.
С.
20 49
[стр. 47]

европейских стран.
При этом, потеря прежнего статуса в результате миграции не означала для индивидов полной утраты статусных позиций, но была связана со статусной переориентацией и возникновением временного «промежуточного» состояния.
Это позволило посмотреть на проблему маргинальности с точки зрения положения индивида в социальной структуре, и положило начало изучения маргинальности как процесса перемещения группы или индивида от одной статусной позиции к другой.
Таким образом, в европейской традиции формируется новый подход в изучении проблемы маргинальности, наряду с культурной, выделяется структурная маргинальность.
Феномен маргинальности рассматривается с позиции социально-стратификационного подхода и служит для описания явлений, связанных с изменениями в социальной структуре в результате социальной мобильности и обозначения положения индивида на периферии общества или на границе социального слоя или группы.
Нужно отметить, что в европейском подходе существует достаточно много 1 нюансов в понимании исследуемого феномена.
Концепция маргинальности, как правило, не применяется как сложившийся теоретический конструкт, а переносится и принимается «в том аспекте, который отвечает традициям и нормам общественной жизни и способу ее познания»1.
Исследование маргинальности в определенной степени определяется спецификой конкретной социальной действительности.
В связи с этим расширяется диапазон употребления понятия маргинальности.
Отсюда многоаспектность термина «маргинальность», своеобразие подходов понимания, достаточно широкая палитра его значений, встречающихся в научной литературе.
В немецких исследованиях маргинальность рассматривается как общественная позиция, находящаяся на низшей ступени иерархической структуры общества.
Категория людей, которые пребывают в маргинальном положение, обозначается как окраинная маргинальная группа.
К ним причисляются достаточно гетерогенные группы, такие как иностранные
Маргинальность в современной России.
М.,2000.
С.15.


[стр.,48]

48 рабочие, бродяги, нищие, проститутки, алкоголики, наркоманы, преступники, освобожденные уголовники, представители молодежных субкультур1.
Положение этих групп в социальной структуре характеризуется большой * социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре «основного общества», что способствует их относительной депривации.
Выделяются такие черты поведения маргиналов, как пессимизм, апатия, разочарованность, бедность контактов, агрессия, отклоняющееся поведение.
Особенно подчеркивается то, что периферийные социальные группы легитимируются как объекты официального контроля.
Французские исследования маргинальности вносят новое специфическое содержание в данное понятие.
Французские авторы при изучении * маргинального типа личности уделяют внимание её поведенческим особенностям, проявляющимся на уровне межиндивидуального общения, таким как различные девиации, пассивность (или агрессивность), аморальность и т.д.
При исследовании маргинального типа личности они ориентируются на изучение объективных социальных причин её формирования.
А.Фарж рассматривает маргинальность как «результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с
существующим общественным строем»2.
Маргиналами стали называть тех, кто в ходе политических событий мая 1968 г.
выступили против властей, против возврата к традиционным порядкам.
Был обозначен новый маршрут в маргинальность «разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира»3.
Появляется новый тип маргинала, в котором воплотились маргинальные формы протеста как добровольный уход от традиционных связей, защитные реакции преимущественно молодежных субкультур.
В то же время А.Фарж указывает и еще один путь в маргинальность.
Экономический кризис и безработица ставят в маргинальное % положение индивидов и социальные группы, занимавших ранее определенные 1Там же.
С.
17.
2Фарж А.
Маргиналы // 50/50.
Опыт словаря нового мышления.
М., 1989.
С.
143.
3Там же.
С.
143.

[Back]