Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 51]

отверженном, в определенной степени периферийном положении, и рассматривается как маргинальная группа.
К маргиналам А.Турен относит также интеллектуалов, лишенных роли интеллигенции, членов молодежных объединений, молодых безработных.
Таким образом, автор расширяет подход к проблеме маргинальности, выделяя в ней ряд новых аспектов.
Ж.Леви-Стрэнже обнаруживает среди традиционных маргинальных групп появление новых, и указывает, что освободительные идеи влияют на создание институционализированных маргиналов.
Они представляют собой политизированное меньшинство, которое разрабатывает подрывные идеи и «для кого уход является индивидуальным теоретическим выбором, средством
помешать развиваться обществу, не способному выпутаться из своих противоречий»1.
В европейском подходе наряду с традиционными маргиналами стали выделять группу «новых маргиналов», в которую входят лица, вытесненные из производственного процесса, но в то же время обладающие высоким уровнем общей и профессиональной подготовки, завышенными социальными ожиданиями, высокой политической активностью и способностью формулировать свои устремления в идеологической форме.
«Неомаргиналы» характеризуются тем, что их ценностные и идеологические стремления выражаются в желании отключиться от существующих культурно-этических и политических установок и
структур2.
Так, к маргинальным группам стали относить невостребованных системой интеллектуалов, а также выходцев из средних и низших слоев, сознательно не принимающих существующие в обществе культурно-этические ценности, социально-политические структуры, и стремящихся противопоставить им иную систему ценностей и другой образ жизни.
При этом как основа психологии новых маргиналов рассматривалась тяга к более или менее пассивному «самоосвобождению», под которым понимается существование вне правил и обычаев западного общества.

1На изломах социальной структуры.
М ., 1987.
С.
275 2
На изломах социальной структуры.
М., 1987.
С.
55 51
[стр. 49]

49 устойчивые позиции в социальной структуре общества.
Они становятся маргиналами в результате распада общества, пораженного кризисом.
Так, согласно Фаржу, маргинальность индивидов обусловлена или самостоятельным отстранением от институциональной структуры и общественных норм, или вытеснением субъектов в силу их поведенческой или иной неадекватности.
В любом случае их характеризует бесправие, беззащитность, положение на «краю» жизни.
А.Турен подходит к рассмотрению проблемы маргинальности с точки зрения социальных конфликтов.
Он указывает, что в современной ситуации «социальные конфликты и маргинальные, отклоняющиеся от нормы формы поведения стремятся наложиться друг на друга»1.
Социальные организации конституируют маргинальные группы, предлагая образ нормальности, центральности.
К маргинальным группам относят оппозицию, которая предстает как меньшинство, и которую составляют, прежде всего, те, кто раздавлен силой организаций или испытывает их господство.
В современных условиях центральный аппарат держит под своим контролем молчаливое большинство, а меньшинство исключает из общества, отвергает, лишает привилегий.
Итак, оппозиция оказывается в отверженном, в определенной степени периферийном положении, и рассматривается как маргинальная группа.
К маргиналам А.Турен относит также интеллектуалов, лишенных роли интеллигенции, членов молодежных объединений, молодых безработных.
Таким образом, автор расширяет подход к проблеме маргинальности, выделяя в ней ряд новых аспектов.
Ж.Леви-Стрэнже обнаруживает среди традиционных маргинальных групп появление новых, и указывает, что освободительные идеи влияют на создание институционализированных маргиналов.
Они представляют собой политизированное меньшинство, которое разрабатывает подрывные идеи и «для кого уход является индивидуальным теоретическим выбором, средством
1Турен А.
Возвращение человека действующего: Очерк социологии.
М., 1998.
С.
151.


[стр.,50]

50 помешать развиваться обществу, не способному выпутаться из своих противоречий»1.
В европейском подходе наряду с традиционными маргиналами стали * выделять группу «новых маргиналов», в которую входят лица, вытесненные из производственного процесса, но в то же время обладающие высоким уровнем общей и профессиональной подготовки, завышенными социальными ожиданиями, высокой политической активностью и способностью формулировать свои устремления в идеологической форме2*.
«Неомаргиналы» характеризуются тем, что их ценностные и идеологические стремления выражаются в желании отключиться от существующих культурно-этических и политических установок и
структур5.
Так, к маргинальным группам стали • относить невостребованных системой интеллектуалов, а также выходцев из средних и низших слоев, сознательно не принимающих существующие в обществе культурно-этические ценности, социально-политические структуры, и стремящихся противопоставить им иную систему ценностей и другой образ жизни.
При этом как основа психологии новых маргиналов рассматривалась тяга к более или менее пассивному «самоосвобождению», под которым понимается существование вне правил и обычаев западного общества.

Таким образом, понятие «маргинальность» в европейской литературе приобретает ещё одно новое значение.
«Маргиналами стали называть тех, кто, либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым»4.
Маргинал противопоставляет себя обществу, что находит выражение либо в бунтарстве, либо в «уходе» от общества, в добровольной самоизоляции, что облекается в различные идеологии.
Добровольно выбранная маргинальность предполагает разрыв традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира.
Она рассматривается как «результат конфликта с общепринятыми общественными нормами, выражение специфических отношений с 1На изломах социальной структуры.
М,, 1987.
С.
275.
2Там
же.
С.
55.
2Там же.
С.
57.
4Фарж А.
Маргиналы//50/50.
Опыт словаря нового мышления.
М., 1989.
С.
143.

[Back]