Таким образом, понятие «маргинальность» в европейской литературе приобретает ещё одно новое значение. «Маргиналами стали называть тех, кто, либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым»1. Маргинал противопоставляет себя обществу, что находит выражение либо в бунтарстве, либо в «уходе» от общества, в добровольной самоизоляции, что облекается в различные идеологии. Добровольно выбранная маргинальность предполагает разрыв традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира. Как уже отмечалось выше, она рассматривается как «результат конфликта с общепринятыми общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем». Данный тип маргинальности может быть условно назван «идейной маргинальностью»2. Основой этого типа маргинальности является отрицание, которое основывается на стремление человека изменять сложившиеся нормы, каноны, ритуалы, образцы поведения и общения, как характеристики общественных форм человеческого сознания. В качестве начальных, наименее развитых форм «идейной маргинальности» могут рассматриваться различные виды добровольной оппозиции каким-либо общественным институтам, которые оставляют маргинальной группе или отдельному маргиналу выбор между возвращением в лоно своего класса, своей группы или дальнейшего обособления от них3. Добровольный уход маргиналов за рамки господствующих общественных отношений, обычаев, сложившейся политической ситуации, означает стремление стать вне общества, оказаться в некой тотальной оппозиции к нему. Идейная маргинальность тесно связана с маргинальностью, определяемой через интеграцию в сознание маргинальной личности норм и ценностей различных социальных общностей и культурных миров. 1Фарж А. Маргиналы //50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 143 1 Там же.С. 143 3Кравченко И.И. Маргинализ.ч как социальное явление и идеологическое течение в современном буржуазном обществе // Панорама буржуазной социологии 20 века. М. 1980. С. 123 52 |
50 помешать развиваться обществу, не способному выпутаться из своих противоречий»1. В европейском подходе наряду с традиционными маргиналами стали * выделять группу «новых маргиналов», в которую входят лица, вытесненные из производственного процесса, но в то же время обладающие высоким уровнем общей и профессиональной подготовки, завышенными социальными ожиданиями, высокой политической активностью и способностью формулировать свои устремления в идеологической форме2*. «Неомаргиналы» характеризуются тем, что их ценностные и идеологические стремления выражаются в желании отключиться от существующих культурно-этических и политических установок и структур5. Так, к маргинальным группам стали • относить невостребованных системой интеллектуалов, а также выходцев из средних и низших слоев, сознательно не принимающих существующие в обществе культурно-этические ценности, социально-политические структуры, и стремящихся противопоставить им иную систему ценностей и другой образ жизни. При этом как основа психологии новых маргиналов рассматривалась тяга к более или менее пассивному «самоосвобождению», под которым понимается существование вне правил и обычаев западного общества. Таким образом, понятие «маргинальность» в европейской литературе приобретает ещё одно новое значение. «Маргиналами стали называть тех, кто, либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым»4. Маргинал противопоставляет себя обществу, что находит выражение либо в бунтарстве, либо в «уходе» от общества, в добровольной самоизоляции, что облекается в различные идеологии. Добровольно выбранная маргинальность предполагает разрыв традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира. Она рассматривается как «результат конфликта с общепринятыми общественными нормами, выражение специфических отношений с 1На изломах социальной структуры. М,, 1987. С. 275. 2Там же. С. 55. 2Там же. С. 57. 4Фарж А. Маргиналы//50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 143. 51 существующим общественным строем»1. Данный тип маргинальности может быть условно назван «идейной маргинальностью»2. Основой этого типа маргинальности является отрицание, которое основывается на стремление человека изменять сложившиеся нормы, каноны, ритуалы, образцы поведения и общения, как характеристики общественных форм человеческого сознания. В качестве начальных, наименее развитых форм «идейной маргинальности» могут рассматриваться различные виды добровольной оппозиции каким-либо общественным институтам, которые оставляют маргинальной группе или отдельному маргиналу выбор между возвращением в лоно своего класса, своей группы или дальнейшего обособления от них3. Добровольный уход маргиналов за рамки господствующих общественных отношений, обычаев, сложившейся политической ситуации, означает стремление стать вне общества, оказаться в некой тотальной оппозиции к нему. Идейная маргинальность тесно связана с маргинальностью, определяемой через интеграцию в сознание маргинальной личности норм и ценностей различных социальных общностей и культурных миров. Маргинальная личность в данном случае —это личность, не связанная никакими нормами и ценностями и поэтому противопоставляющая себя общепринятым ценностям. Самопротивопоставление маргинала обществу может вызывать ответную реакцию со стороны общества его насильственную изоляцию. Если индивид не следует нормативно-ценностной системе данной социальной группы, то такой индивид исключается из группы. В европейской литературе отмечается также тот факт, что концепция всеобщего отрицания, на которой основывается оппозиция и неформальные движения, была подхвачена молодежью Запада. Молодежная контркультура рассматривается как культура протеста молодежи против индустриального 1Там же. С. 143. 2 Галимуллина З.Х. Маргиналы: понятие и эмпирическая реальность: Автореферат дисс...канд, социол. наук. Казань. 1996. С. 16. 3 Кравченко И.И. Маргиналам как социальное явление и идеологическое течение в современном буржуазном обществе // Панорама буржуазной социологии 20 века. М. 1980. С. 123. |