Маргинальная личность в данном случае — это личность, не связанная никакими нормами и ценностями и поэтому противопоставляющая себя общепринятым ценностям. Самопротивопоставление маргинала обществу может вызывать ответную реакцию со стороны общества — его насильственную изоляцию. Если индивид не следует нормативноценностной системе данной социальной группы, то такой индивид исключается из группы. В европейской литературе отмечается также тот факт, что концепция всеобщего отрицания, на которой основывается оппозиция и неформальные движения, была подхвачена молодежью Запада. Молодежная контркультура рассматривается как культура протеста молодежи против индустриального общества. Молодежь создает движения панков, хиппи, занимается изучением восточных религий, нравственно-мистических учений в качестве альтернативы общепринятому образу жизни. Именно так происходит отрицание устоявшихся общественных норм, вследствие чего формируется изоляция и изгойство молодежной субкультуры. Это дало основание ряду исследователей рассматривать альтернативные молодежные движения в рамках концепции маргинальности. АТурен указывает, что молодежь развивает свои субкультуры или антикультуры, находясь в зависимости от центрального ядра общества. «Такие маргиналы несут в себе черты двусмысленности, о чем свидетельствуют объединения молодых, умножившиеся одно время. Они являются источниками глобального протеста и в то же время местами добровольного и зависимого уединения»1. Таким образом, в европейской традиции складывается ещё одно направление в трактовке феномена маргинальности. Маргинальность обозначается как идейная маргинальность и рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений, политических движений и контрТурен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998. С. 152 53 |
23 поведения как своего рода пограничного поведения, которое при определенных предпосылках может смещаться к девиантному или пересекаться с ним. Ретритизм как тип приспособления предполагает отвержение, как культурных целей, так и институциональных средств. Данный способ приспособления подразумевает, что индивиды находятся в обществе, однако не принадлежат к нему, «в социологическом смысле они являются подлинными чужаками»1. В эту категорию Мертон включает отверженных, изгнанных, бродяг, праздношатающихся, алкоголиков, наркоманов, т.е. группы лиц, составляющих социальную периферию общества с позиции концепции маргинальности. Мятеж, как тип приспособления, выводит индивидов за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать видоизмененную социальную структуру, что «предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов»2 и характеризуется полной переоценкой ценностей. Создаются политические организации, общественные движения как инициаторы отказа приверженности господствующей социальной системе. В этом смысле мятеж тождествен идейной маргинальности, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений и политических движений. Итак, коротко феномен аномии характеризуется следующими признаками: • неопределенность и рассогласование ценностно-нормативной системы общества и утрата его членами устоявшихся социальных норм; отсутствие чувства принадлежности к конкретной социальной группе, потеря социальных связей и отчуждение от общества; 1Мертон Р.К. Социальна» структура н аномия // Соцкол. всслед. 1992. №4. С. 91. 1Там же. С. 93. 51 существующим общественным строем»1. Данный тип маргинальности может быть условно назван «идейной маргинальностью»2. Основой этого типа маргинальности является отрицание, которое основывается на стремление человека изменять сложившиеся нормы, каноны, ритуалы, образцы поведения и общения, как характеристики общественных форм человеческого сознания. В качестве начальных, наименее развитых форм «идейной маргинальности» могут рассматриваться различные виды добровольной оппозиции каким-либо общественным институтам, которые оставляют маргинальной группе или отдельному маргиналу выбор между возвращением в лоно своего класса, своей группы или дальнейшего обособления от них3. Добровольный уход маргиналов за рамки господствующих общественных отношений, обычаев, сложившейся политической ситуации, означает стремление стать вне общества, оказаться в некой тотальной оппозиции к нему. Идейная маргинальность тесно связана с маргинальностью, определяемой через интеграцию в сознание маргинальной личности норм и ценностей различных социальных общностей и культурных миров. Маргинальная личность в данном случае —это личность, не связанная никакими нормами и ценностями и поэтому противопоставляющая себя общепринятым ценностям. Самопротивопоставление маргинала обществу может вызывать ответную реакцию со стороны общества его насильственную изоляцию. Если индивид не следует нормативно-ценностной системе данной социальной группы, то такой индивид исключается из группы. В европейской литературе отмечается также тот факт, что концепция всеобщего отрицания, на которой основывается оппозиция и неформальные движения, была подхвачена молодежью Запада. Молодежная контркультура рассматривается как культура протеста молодежи против индустриального 1Там же. С. 143. 2 Галимуллина З.Х. Маргиналы: понятие и эмпирическая реальность: Автореферат дисс...канд, социол. наук. Казань. 1996. С. 16. 3 Кравченко И.И. Маргиналам как социальное явление и идеологическое течение в современном буржуазном обществе // Панорама буржуазной социологии 20 века. М. 1980. С. 123. 52 общества. Молодежь создает движения панков, хиппи, занимается изучением восточных религий, нравственно-мистических учений в качестве альтернативы общепринятому образу жизни. Именно так происходит отрицание устоявшихся общественных норм, вследствие чего формируется изоляция и изгойство молодежной субкультуры. Это дало основание ряду исследователей рассматривать альтернативные молодежные движения в рамках концепции маргинальности. А.Турен указывает, что молодежь развивает свои субкультуры или антикультуры, находясь в зависимости от центрального ядра общества. «Такие маргиналы несут в себе черты двусмысленности, о чем свидетельствуют объединения молодых, умножившиеся одно время. Они являются источниками глобального протеста и в то же время местами добровольного и зависимого уединения»1. Таким образом, в европейской традиции складывается ещё одно направление в трактовке феномена маргинальности. Маргинальность обозначается как идейная маргинальность и рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений, политических движений и контркультур. Данный вид маргинальности может анализироваться по двум составляющим. Во-первых, оппозиция рассматривается как маргинальная группа сама по себе, так как для неё характерен разрыв социальных связей, противопоставление себя обществу, отрицание существующих норм и ценностей. Во-вторых, она включает в свои ряды маргинальные группы населения, что усиливает её маргинальную сущность. В европейской социологической литературе к маргинальным слоям причисляют также индивидов, «являющихся маргиналами по самой своей природе, в силу невозможности интеграции в общество по физическим или психическим причинам»2. Их называют природными маргиналами или 1Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998. С. 152. 7На изломах социальной структуры. М., 1987. С. 237. |