культур. Данный вид маргинальности может анализироваться по двум составляющим. Во-первых, оппозиция рассматривается как маргинальная группа сама по себе, так как для неё характерен разрыв социальных связей, противопоставление себя обществу, отрицание существующих норм и ценностей. Во-вторых, она включает в свои ряды маргинальные группы населения, что усиливает её маргинальную сущность. В европейской социологической литературе к маргинальным слоям причисляют также индивидов, «являющихся маргиналами по самой своей природе, в силу невозможности интеграции в общество по физическим или психическим причинам»1. Их называют природными маргиналами или биомаргиналами, и относят к данной группе инвалидов, стариков, тяжело больных. Итак, в европейском подходе существенно расширяется диапазон содержания понятия маргинальности и, наряду с культурной маргинальностью, выделяются: 1. структурная маргинальность как характеристика состояния индивидов и групп, либо исключенных из системы общественного разделения труда и пребывающих на социальной периферии, либо находящихся в процессе перемещения из одной социальной позиции в другую; 2. идейная маргинальность как характеристика индивидов и социальных групп, отрицающих культурные стандарты и ценности общества и противопоставляющих себя социуму; 3. маргинальность социальной роли как характеристика состояния индивидов, занимающих промежуточное положение между двумя групповыми ролями. Таким образом, в результате эволюции концепции маргинальности в зарубежной социологии, она перестала существовать как унитарная, в ней выделились различные направления и подходы. Кроме того, при исследовании генезиса данной концепции важно отметить следующее На изломах социальной структуры. М., 1987. С. 237 54 |
52 общества. Молодежь создает движения панков, хиппи, занимается изучением восточных религий, нравственно-мистических учений в качестве альтернативы общепринятому образу жизни. Именно так происходит отрицание устоявшихся общественных норм, вследствие чего формируется изоляция и изгойство молодежной субкультуры. Это дало основание ряду исследователей рассматривать альтернативные молодежные движения в рамках концепции маргинальности. А.Турен указывает, что молодежь развивает свои субкультуры или антикультуры, находясь в зависимости от центрального ядра общества. «Такие маргиналы несут в себе черты двусмысленности, о чем свидетельствуют объединения молодых, умножившиеся одно время. Они являются источниками глобального протеста и в то же время местами добровольного и зависимого уединения»1. Таким образом, в европейской традиции складывается ещё одно направление в трактовке феномена маргинальности. Маргинальность обозначается как идейная маргинальность и рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества, противопоставление себя социуму, создание оппозиции, неформальных общественных течений, политических движений и контркультур. Данный вид маргинальности может анализироваться по двум составляющим. Во-первых, оппозиция рассматривается как маргинальная группа сама по себе, так как для неё характерен разрыв социальных связей, противопоставление себя обществу, отрицание существующих норм и ценностей. Во-вторых, она включает в свои ряды маргинальные группы населения, что усиливает её маргинальную сущность. В европейской социологической литературе к маргинальным слоям причисляют также индивидов, «являющихся маргиналами по самой своей природе, в силу невозможности интеграции в общество по физическим или психическим причинам»2. Их называют природными маргиналами или 1Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998. С. 152. 7На изломах социальной структуры. М., 1987. С. 237. 53 биомаргиналами, и относят к данной группе инвалидов, стариков, тяжело больных. Выделяется также ещё один тип маргинальности маргинальность Ш социальной роли, которая определяется как состояние индивида, находящегося в промежуточном положении между двумя групповыми ролями. Дж.Манчини рассматривает ролевую маргинальность как «продукт 1) отсутствия полной принадлежности к позитивной референтной группе, 2) выполнения промежуточной роли, или 3) членства в маргинальных «по определению» группах (например, хиропрактики)»1. В качестве примера маргинальности социальной роли часто рассматривается молодежь. Так, она является результатом членства в роли, которая находится между двумя групповыми * ролями, между детством и взрослостью.2 Итак, в европейском подходе существенно расширяется диапазон содержания понятия маргинальности и, наряду с культурной маргинальностью, выделяются: 1) структурная маргинальность как характеристика состояния индивидов и групп, либо исключенных из системы общественного разделения труда и пребывающих на социальной периферии, либо находящихся в процессе перемещения из одной социальной позиции в другую; 2) идейная маргинальность как характеристика индивидов и социальных групп, отрицающих культурные стандарты и ценности общества и противопоставляющих себя социуму; 3) маргинальность социальной роли как характеристика состояния индивидов, занимающих промежуточное положение между двумя групповыми ролями. Таким образом, в результате эволюции концепции маргинальности в зарубежной социологии, она перестала существовать как унитарная, в ней выделились различные направления и подходы. Кроме того, при исследовании * генезиса данной концепции важно отметить следующее обстоятельство. 1Мапсіпі В.Д. N0 оѵѵпег оГ &оіІ: ТЬе сопсер* оГ таг$іпа1і(у геѵІ5І(е<1 ос $іхііе(Ь ЪілЬсіау // ІМет. геѵ. о? тсхІ. 5ОСІ0ІО5У-Ие\ѵ ОеІИі, 1988. ѴоІ 18. № 2. Р. 189. 2ІЬі<1. Р. 184. |