Проверяемый текст
Мельник, Светлана Николаевна; Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 88]

дна», то подразумевается, что они являются носителями определенной «субкультуры бедности»1.
Жизнь в постоянной бедности порождает определенную культуру, облегчающую адаптацию людей к ущербным условиям существования, которую характеризует низкий уровень запросов, отсутствие конкурентности, иждивенчество, безответственность, беспомощность, лень и асоциальные способы поведения.
Такие устойчивые способы социального взаимодействия не только удерживают их носителей в постоянной бедности, но и ограничивают вертикальную мобильность последующих поколений.
Субкультура бедности одновременно выступает и следствием, и причиной бедности.
Являясь продуктом объективных материальных условий, она одновременно играет активную роль в конструировании социальной
реальности2.
Бедность — ещё и особый стиль жизни3.
Адаптация к ущербным условиям существования предполагает смирение с данным от рождения социальным положением, а также рациональное оправдание своего поведения, следование определенным ценностям и нормам.
Нужно отметить, что субкультура бедности имеет
тенденцию к самовоспроизводству.
Подчеркнем здесь особо то обстоятельство, что в случае, когда речь идет уже о формировании определенной субкультуры бедности, говорить о представителях данной
группы как о маргиналах проблематично.
Потому как у данной категории бедных происходит адаптация к определенному способу и образу жизни, и такие критерии маргинальности как состояние переходности и наличие субъективных переживаний по поводу' смещения на социальную периферию у них не выражены.
Итак, маргинальная группа, которую составляют бедные, характеризуется низким уровнем притязаний, потребностей, отсутствием мотивации к развитию и активному участию в жизни общества, к изменению социальной реальности.

1Ярошенко С.С.
Проблематика субкультуры бедности в американской социологии //
Социологический журнал.
1994.
№2.
С.
24 2Балабанова Е.С.
Андекласс: понятие и место в обществе // Социол.
исслед.
1999.
№ 12.
С.
67
3 Бахматова Т.Г., Озерникова Т.Г.
Нищенство как социальная проблема
и подходы к ее социологическому изучению
/7Социально-экономические и правовые проблемы Восточносибирского региона на пороге третьеготысячелетия.
Иркутск,
1998.
С.
18
88
[стр. 70]

70 рассматривается абсолютная бедность, т.е.
такой уровень доходов, который не может обеспечить поддержание здоровья и работоспособности.
В то же время необходимо указать, что бедность сама по себе ещё не повод для отторжения и изоляции от общества1.
При анализе данной социальной группы нельзя ограничиваться только социально-классовым типом стратификации общества.
Отнесение бедных к периферийным социальным слоям основывается также на культурно-нормативной дифференциации общества.
Она «построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует человек или группа»2.
Так, когда бедные рассматриваются как представители «социального дна», то подразумевается, что они являются носителями определенной «субкультуры бедности»3.
Жизнь в постоянной бедности порождает определенную культуру, облегчающую адаптацию людей к ущербным условиям существования, которую характеризует низкий уровень запросов, отсутствие конкурентности, иждивенчество, безответственность, беспомощность, лень и асоциальные способы поведения.
Такие устойчивые способы социального взаимодействия не только удерживают их носителей в постоянной бедности, но и ограничивают вертикальную мобильность последующих поколений.
Субкультура бедности одновременно выступает и следствием, и причиной бедности.
Являясь продуктом объективных материальных условий, она одновременно играет активную роль в конструировании социальной
реальности4.
Бедность ещё и особый стиль жизни3.
Адаптация к ущербным условиям существования предполагает смирение с данным от рождения социальным положением, а также рациональное оправдание своего поведения, следование определенным ценностям и нормам.
Нужно отметить, что субкультура бедности имеет
1Там же.
С.
65.
1Радаев В.&., Шкаратач О.И.
Социальная стратификация.
М., 1996.
С.
55.
1Ярошенко С.С.
Проблематика субкультуры бедности в американской социологии
ИСоциологический журнал.
1994.
№2.
С.
24.
*Балабанова Е.С.
Акдекласс: понятие и место в обществе //Сощкм.
нсслед.
1999.76 12.
С.
67.
9 Бахматова ТХ., Озерникова Т.Г.
Нищенство как социальная проблема
я подходы к ее социологическому изучению // Социально-экономические и правовые проблемы Восточно-Сибирского региона на пороге третьего тысячелетия.
Иркутск, 1998.
С.
18.


[стр.,71]

71 тенденцию к самовоспроизводству.
Подчеркнем здесь особо то обстоятельство, что в случае, когда речь идет уже о формировании определенной субкультуры бедности, говорить о представителях данной
іруппы как о маргиналах проблематично.
Потому как у данной категории бедных происходит адаптация к определенному способу и образу жизни, и такие критерии маргинальности как состояние переходности и наличие субъективных переживаний по поводу смещения на социальную периферию у них не выражены.
Итак, маргинальная группа, которую составляют бедные, характеризуется низким уровнем притязаний, потребностей, отсутствием мотивации к развитию и активному участию в жизни общества, к изменению социальной реальности.

Все это сказывается на социальном поведении индивидов, составляющих данные группы.
В литературе как канал маргинализации и пополнения деклассированных слоев общества рассматриваются занятие проституцией и процессы наркотизации, алкоголизации в обществе.
К периферийным социальным слоям причисляют алкоголиков, наркоманов, проституток.
Здесь важно подчеркнуть, что данные лица могут рассматриваться как представители маргинальных слоев лишь в том случае, если они в результате употребления алкоголя, наркотиков, занятия проституцией потеряли прежнее место в социальной структуре и находятся в состоянии разрыва социальных связей с обществом.
Следует также отметить, что эти явления имеют сложную природу, разнообразные причины, они многоплановы по своей сущности.
Анализ их требует отдельного исследования, что не входит в задачи данной работы.
Итак, следует указать, что периферийные маргинальные группы расплывчаты и неустойчивы, между ними нет прочных и регулярных связей.
Фактически, данная часть общества это сложный конгломерат самых разных социальных образований, не имеющих четких, ясно выраженных граней.
И потому не случайно в социологии нет единых критериев их выделения.
Вместе с тем, нужно отметить, что периферийные социальные группы это группы с неполноценной ущербной социальной природой, оторванные от I

[стр.,189]

189 Список использованной литературы 1.
Антонян Ю.М.
Об одной из концепций личностного подхода к объяснению причин систематического занятия бродяжничеством // Проблемы изучения личности правонарушителя.
М.: ВНИИ МВД, 1984.—С.119128.
2.
Антонян Ю.М., Бородин С.В., Самовичев Е.Г.
О некоторых неосознаваемых мотивах занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью.
— М.: ВНИИ МВД, 1982.-Вып.
36.-С .
13-15.
3.
Артановский С.Н.
Проблема «личности на рубеже культур» // Вопросы философии.-1967.
-№ 7.
-С.171-177.
4.
Атоян А.И.
Социальная маргиналистика.
О предпосылках междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полит, исслед.
— 1993.№ 6.
С.29-38.
5.
Балабанова Е.С.
Андекласс: понятие и место в обществе // Социол.
исслед.
— 1999.-№ 12.-С.65-70.
6.

Банникова Л.
М.
Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации населения к меняющимся условиям жизни // Ьнр://ѵѵѵѵгѵѵ.аибіюгіит.ги/$іоге/45/МАК.ОП'1АЬ.
7.
Бахматова Т.Г., Озерникова Т.Г.
Нищенство как социальная проблема и подходы к ее социологическому изучению //
Социально-экономические и правовые проблемы Восточно-Сибирского региона на пороге третьего тысячелетия.
Иркутск:
Прогресс, 1998.
С.
18-20.
8.
Бляхер Л.Е.
Человек в зеркале социального хаоса.
—Хабаровск: Изд-во Хабар, гос.
техн.
ун-та, 1997.
138 с.
9.
Бойков В.Э.
Россия: десять лет реформирования // Социол.
исслед.
2001.
— № 8.
С.30-36.
Ю.Большой толковый социологческий словарь (СоШпз).
Том 1 (А-О) / Пер.
с англ.
М.: Вече, АСТ, 1999.
544 с.
11.
Буторина Е.В.
Маргиналы / Ом.
гос.
техн.
ун-т.
Омск, 1996.
10 с.
Деп.
в ИНИОН РАН 30.07.96.
№ 51798.
12.
Василенко И.В.
Человек в социуме: мотивация и мобильность.
Волгоград: Перемена, 1998.171 с.

[Back]