Проверяемый текст
Трегубов, Михаил Владимирович; Эффективность системы государственного управления : Теоретико-правовой аспект (Диссертация 2000)
[стр. 117]

извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти" (ст.
62).

Отказ от всеобщего избирательного права.
Конституция содержит список "лишенцев" избирательного права.
"Руководствуясь интересами рабочего класса в целом Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб
интересам социалистической революции" (ст.
23).
Раздел IV Конституции раскрывает понятие "отдельных лиц и отдельные группы" которые не могут избирать и быть избраны.
Наряду с душевнобольными и осужденными избирательного права лишаются (ст.
65): а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозного культа; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома...".
Что же касается общечеловеческих и естественных прав, то они не включены в Конституцию.
Всеобщая трудовая повинность и воинская повинность для трудящихся трактуются как почетные, а на "нетрудовые же элементы возложено отправление иных военных обязанностей" (ст.
19).
Конституция не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК, а только упоминала о его существовании.
Позже, когда ВЦИК стал работать на сессионной основе, Президиум ВЦИК стал постоянно действующим органом, превратившись в самостоятельный орган власти и управления.
Конституция 1918 года выполнила две важнейшие возложенные на нее задачи: во-первых, она закрепила сложившийся в результате революции и государственного строительства первых лет порядок и принципы организации государственной власти и управления в форме диктатуры пролетариата;
во117
[стр. 55]

отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти» (ст.
62).

5.Отказ от всеобщего избирательного права.
Конституция содержит список «лишенцев» избирательного права.
«Руководствуясь интересами рабочего класса в целом Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб
интересЗхМ социалистической революции» (ст.
23).
Раздел IV Конституции раскрывает понятие «отдельных лиц и отдельные группы» которые не могут избирать и быть избраны.
Наряду с душевнобольными и осужденными избирательного права лишаются (ст.
65): а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозного культа; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома…».
Что же касается общечеловеческих и естественных прав, то они не включены в Конституцию.
Всеобщая трудовая повинность и воинская повинность для трудящихся трактуются как почетные, а на «нетрудовые же элементы возложено отправление иных военных обязанностей» (ст.
19).
Конституция не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК, а только упоминала о его существовании.
Позже, когда ВЦИК стал работать на сессионной основе.
Президиум ВЦИК стал постоянно действующим органом, превратившись в самостоятельный орган власти и управления.
Конституция 1918 года выполнила две важнейшие возложенные на нее задачи: вопервых, она закрепила сложившийся в результате революции и государственного строительства первых лет порядок и принципы организации государственной власти и управления в форме диктатуры пролетариата;
во-вторых, она явилась орудием классовой борьбы с противниками революции.
Она не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека, не удовлетворяла требование юридического равенства, поскольку связывало избирательное право с классовым цензом.
Конституция по сути дела была политическим документом, орудием борьбы, которое должно было обеспечить выживание и развитие нового строя.
В этот период новые органы не создавались, а видоизменялись старые.
Революционный военный совет Республики (РВСР) осуществлял в годы гражданской войны непосредственное руководство армией.
Сущность военного коммунизма составляли предельная концентрация ресурсов и полное руководство их использования государством, абсолютная централизация.
ВСНХ приобретает сугубо военизированный характер.
Строго отраслевой принцип управления, оперативное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в главках-отделах ВСНХ.
Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звенотрест.
Все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку.
Характерной особенностью было прекращение всех экономических (денежных) отношений.
Управление осуществлялось исключительно административными методами.
Рентабельность, себестоимость теряли смысл: предприятия бесплатно получали все необходимое от государства и сдавали готовую продукцию.
С деревней был налажен натуральный обмен, как мера административного, внеэкономического порядка, причем приоритетными для государства являлись интересы города, «пролетариата».
При таких отношениях необходим было отладить механизмы контроля, по предложению В.
Ленина одним из направлений реформирования стало соединение контрольных советских и партийных органов.
Начавшиеся весной 1921 года НЭПовские реформы затронули и государственное управление.
Раскол в партии сторонников военного-коммунизма и нэповской модели развития, в результате были отвергнуты идеи как тотального так и безгосударственного или ослабленного и только общественного самоуправления.


[стр.,76]

конституционная монархия и введен принцип разделения властей.
Можно говорить лишь о том, что предпринимались первые попытки перейти к конституционной монархии как форме правления.
В соответствии с Основными государственными законами 1906 г.
Россия оставалась монархическим государством с практически неограниченной властью императора.
Реального разделения властей, ограничения власти монарха в России фактически не было.
Формирование новой системы государственного устройства началось на II Всероссийском съезде Советов 25 Октября 1917 года.
Специфической чертой новой системы стал принцип единовластия Советов.
Анализ текста Конституции 1918 года позволяет заключить, она выполнила две важнейшие задачи: во-первых, закрепила сложившийся в результате революции и государственного строительства первых месяцев советской власти порядок и принципы организации государственной власти и управления в форме диктатуры пролетариата; во-вторых, явилась орудием классовой борьбы с противниками революции.
Конституция не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека, не удовлетворяла требованию юридического равенства, поскольку связывала избирательное право с классовым цензом.
По сути дела она была политическим документом, орудием борьбы, призванным обеспечить выживание и развитие нового строя.
В экономической сфере превалировал механизм государственного управления, построенный на плановых началах, базирующийся на административно-командных методах.
Данный механизм может быть эффективен, как свидетельствует исторический опыт, лишь на короткий период времени.
Если плановое руководство превращается в неотъемлемое качество государственного управления экономикой, то весь механизм государственного управления утрачивает эффективность.
К сожалению, подобный подход к системе государственного управления стал определяющим и в последующие периоды истории советской системы государственного управления.
Повышению эффективности российской государственности в настоящее время должно способствовать более последовательное проведение принципа разделения властей.
Это требует в частности, преодоления конституционной неопределенности положения Президента Российской Федерации в системе разделения властей.
Полномочия Президента Российской Федерации, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.
По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга, не должны вторгаться в осуществление функций, закрепленных за каждой из них.
Система государственного управления может эффективно функционировать только при взаимодополняющей деятельности всех ветвей государственной власти.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Конституция Российской Федерации.
М., 1993.
2.
3.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета.
1997, №3.
4.
5.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1997, № 39.
6.
7.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета.
1994, № 138-139.
8.
9.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах» // Собрание Законодательства Российской Федерации.
1995, №18.
10.

[Back]