Проверяемый текст
Горылев, Александр Иванович; Становление парламентаризма в России : Историко-теоретический аспект (Диссертация 2000)
[стр. 72]

вых собраний была различной, можно говорить о постепенной эволюции к уменьшению значимости данных учреждений при принятии государственных решений.
Первоначально вече решало все дела, касающиеся жизнедеятельности той или иной территории.
Оно было судьей и "послухом", законодателем, хранителем и "сказателем" права, а также администратором.
В эпоху общеплеменного веча его участники предстают перед нами в роли действительных носителей суверенных прав: народ войско, народ судья, народ правитель, народ "государь", народ "волость" .
Затем в процессе развития государства происходит постепенное выделение отдельных органов государственной власти для удовлетворения каких-то интересов государства как целого.
С этого момента мы можем говорить о специализации компетенции веча.
Например, с выделением "военного" класса вопросы, связанные с ведением войны, постепенно отходят к князю и его дружине, за вечевым собранием остается лишь только верховное право решить в последней инстанции вопрос о том, нужна ли война, и какую долю участия примут в ней граждане.
С ростом городов стало уже невозможно призывать всех граждан для решения всех судебных дел, которые возникали в обществе, где интенсивно развивались торговые отношения, то есть появляется необходимость создавать постоянные органы судебной власти,
которыми в то время становятся князь, его бояре и приближенные слуги и т.
д.
В результате вече сохраняет за собой только компетенцию верховного органа управления, который собирается лишь в случаях особой важности (избрание или отстранение от должности князя, объявление войны, введение новых налогов и др.).
Главной функцией веча являлась функция "ряда" (договора) с князем, то есть призвание на правление князя и его дружины.
Вече вырабатывало условия для князя, которые он должен был выполнять при вступлении на престол.

То есть судьба князя всецело зависела от соблюдения им договора.
Следует также назвать и законотворческую функцию веча по принятым им двух судных грамот: Новгородской и Псковской.
72 1Грибовский В.М.
Указ.
соч.
С.201.
[стр. 56]

братья все единодушно».
(Подобные исторические факты говорят именно о преимуществах представительной демократии при решении наиважнейших государственных вопросов, которая имеет возможность предотвращать прямую вражду граждан, разделяющих разные позиции).
Решения веча назывались приговорами, первоначально они не записывались, а в более важных случаях скреплялись крестным целованием.
И только приблизительно с 13 века приговоры вечевых собраний стали заноситься в грамоты.
Отдельно следует остановиться на вопросе о полномочиях веча.
В разные времена компетенция вечевых собраний была различной, можно говорить о постепенной эволюции к уменьшению значимости данных учреждений при принятии государственных решений.
Первоначально вече решало все дела, касающиеся жизнедеятельности той или иной территории.
Оно было судьей и «послухом», законодателем, хранителем и «сказателем» права, а также администратором.
В эпоху общеплеменного веча его участники предстают перед нами в роли действительных носителей суверенных прав: народ войско, народ судья, народ правитель, народ «государь», народ «волость».
Затем в процессе развития государства происходит постепенное выделение отдельных органов государственной власти для удовлетворения каких-то интересов государства как целого.
С этого момента мы можем говорить о специализации компетенции веча.
Например, с выделением «военного» класса вопросы, связанные с ведением войны, постепенно отходят к князю и его дружине, за вечевым собранием остается лишь только верховное право решить в последней инстанции вопрос о том, нужна ли война, и какую долю участия примут в ней граждане.
С ростом городов стало уже невозможно призывать всех граждан для решения всех судебных дел, которые возникали в обществе, где интенсивно развивались торговые отношения, то есть появляется необходимость создавать постоянные органы судебной власти,
55 55Грибовский В.М.
Древнерусское право.
Вып.
1.
СПб., 1915.
С.
59.
56Тамже.
С.
201.
56

[стр.,57]

которыми в то время становятся князь, его бояре и приближенные слуги и т.
д.
В результате вече сохраняет за собой только компетенцию верховного органа управления, который собирается лишь в случаях особой важности (избрание или отстранение от должности князя, объявление войны, введение новых налогов и др.).
Главной функцией веча являлась функция «ряда» (договора) с князем, то есть призвание на правление князя и его дружины.
Вече вырабатывало условия для князя, которые он должен был выполнять при вступлении на престол.Так,
князь Игорь целовал крест к киевлянам «на всей их воле», то есть принял без изменения условия, которые ему были предложены 57 вечем (народом).
Приглашая к себе князя, вече обычно обращалось к нему со следующими словами: «Поеди, ты наш князь», «поеди, княже, к нам, хощем тебе», «поеди та к нам княжити, а иных не хощем», «ты наш князь, целуй нам 58 тт крест».
И, принимая князя, участники веча вовсе не делали его пожизненным властителем и весь род его вместе с ним.
Вече обычно выражало надежду, что земля доживет с князем мирно и ладно».
князя всецело зависела от соблюдения им договора.

Князь тем крепче сидел на своем 60 столе, чем теснее было «одиначество» с вечем.
Недаром один из могущественных князей Владимир Святой не решался принять христианство, не посоветовавшись с землей.
А Владимир Мономах и его род пользовались у киевлян особой любовью за то, что стремились всегда пребывать в единении с народом.
Необходимо также обратить внимание, что условия в договорах с князем носили для последнего ограничительный характер.
Анализ договорных грамот Новгорода с князем показывает, что в них, в основном, определялись не столько права князя, сколько те действия, которые он не мог совершать.
Например, князю запрещалось назначать наместников в городах из своей дружины («что волостей всех новгородских, того ти, княже, не держати своими 57Курсанов А.
Как русский народ управлялся в старину.
М., 1Уиь.
58СыромятниковБ.И.
Лекции по истории русского государственного Там же.
С.
208.
60Гпибовский В.М.
Древнерусское 57

[Back]