m Современной педагогичесшй концепцией, опирающейся на принципы рационализма, является школа диалога культур (основателем которой является В.С.Библер, ошфающийся на методологию М.М.Бахтина и М.Бубера). В основании этой методологии лежит идея изоморфизма образовательного процесса и истории мировой культуры («европейский разум есть диалог (общение) «разума эйдетичесшго» (античность), «разума причащающего» (средние века), «разума познающего» (Новое время) и возникающего в X X веке особого строя разумения»'. Данная методология находит продолжение в специфической «формуле» самой образовательной деятельности; сутью обучения признается «диалогика» спор формальной и содержательной логик с сохранением диалоговых характеристик всех основных исторических конструктов, что выводит диалог за границы чистого рационализма в более широкий общекультурный план. При этом внешний диалог должен стать логическим продолжением и формой выражения диалога внутреннего, иначе фетишизация речевой активности сведет на нет сам исходный принцип формирования культуры мышления’ . «Гуманитарная» философия воспитания основывается на идеях «философии жизни» В.Дильтея, понимании духовной культуры как гегелевского «духа народа)), кеокантиансгюм «царстве ценностей». Взгляды наиболее ярких ее представителей Г.Нолля, В.Флитнера, Е.Венигера и др. сформировались в первой трети X X века на базе общественнопедагогического движения за реформу образования в Германии. В понимании представителей гуманитарной философии сущность человека состоит в человечности (humanitas), которая есть духовность, находящая выражение в спонтанном самовыражении («экзистенции») личности в межличностных отношениях, их отражению в различных формах бытования духовной культуры (нравственность, искусство, мировоззрение). Духовность рассматривается как реальное средство обретения человеком Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать пфвый век. М., 1991. -С .4 . ’ Геращенко И.Г. ^ монолога к школе диалога культур // Народное образование. 1993.№ 1 .С .51-53. |
основе этой методологии идея изоморфизма образовательного процесса и истории мировой культуры («европейский разум есть диалог (общение) “разума эйдетического” (античность), “разума причащающего” (средние века), “разума познающего” (Новое время) и возникающего в X X веке особого строя — разумения»'). Данная методология находит продолжение вспецифической «формуле» самой образовательной деятельности: сутью обучения признается «диалогика»— спор формальной и содержательной логик с сохранением диалоговых характеристик всех основных исторических конструктов, что выводит диалог за границы рационализма в более широкий общекультурный план. При этом внешний диалог должен статьлогическим продолжением и формой выражения диалога внутреннего, иначе фетишизация речевой активности сведет на нет сам исходный принцип формирования культуры мышления'^. «Гуманитарная» философия образования основывается на идеях «философии жизни» в.Дильтея, понимании духовной культуры как гегелевского «духа народа», неокантианском «царстве ценностей». Взгляды наиболее ярких ее представителей — Г. Нолля, В. Флитнера, Е. Венигера и др. — сформировались в первой трети X X века на основе общественнопедагогического движения за реформу образования в Германии. В понимании представителей гуманитарной философии образования сущность человека состоит в человечности (Ьитапказ), которая, как и духовность, находящая выражение вспонтанном самовыражении («экзистенции») личности в межличностных отношениях отражается в различных формах бытования духовной культуры (нравственности, искусстве, мировоззрении). Духовность рассматривается как реальное средство обретения человеком автономии. «Педагогическая антиномия» между самоутверждающимся учеником и школьными требованиями разрешается через диалог, герменевтическое «слушание» ученика, его защиту от шаблонных требований учебных программ, гуманизацию школы вцелом. В этом — обоснование идеи автономизации системы образования, ее обособления от политики, церкви, идеологии. Гуманистическая ветвь педагогики восходит к творческому наследию известного польского мыслителя и педагога Я. Корчака. Его «педагогика сердца» отдает приоритет воспитанию и основана не столько на формальнойдидактике, сколько налюбви педагога к своим воспитанникам. В основетакой педагогики— знание о детстве как о самоценном периоде жизни^ 'Б и б л е р В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М ., 1991. — С. 4. Г е р а щ е н к о И. Г. От монолога— к школе диалога культур // Народное образование. — 1993. — № 1. — С. 51-53. ’ К о р ч а к Я. Педагогическое наследие. — М „ 1991. — С. 19. 80 |