Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 112]

автономии.
Рассматриваемая в этом ключе «педагогическая антиномия» между самоутверждающимся учеником и школьными требованиями, разрешается через диалог, герменевтическое «слушание» ученика, его защиту от шаблонных требований учебных профамм, через гуманизацию школы в целом.
На этой базе обосновываются идеи автономизации системы образования, ее обособления от политики, церкви, идеологии.
Гуманистическая ветвь педагогики восходит к творческому наследию известного польского мыслителя и педагога Я.Корчака.
Его «педагогика сердца» отдает приоритет воспитанию и основана не столько на формальной дидактике, сколько на любви педагога к своим воспитанникам.
В основе такой педагогики
лежат знания о детстве как самоценном периоде жизни'.
К данному направлению можно отнести
френопедагогику (названную так по имени ее создателя С.Френе).
Значительную роль она отводит ученическому коллективу, свободному выбору учебных предметов и методу проб и ошибок в выборе содержания образовательной деятельности (метод «экспериментального нащупывания»)’.
Прикладной разновидностью «гуманитарной» образовательной парадигмы можно считать педологию, которая зародилась на Западе в
фудах О.Хрисмана и получила развитие в работах Н.Е.Румянцева, А.П.Нечаева, А.Ф.Лазурского, В.П.Кащенко и др.
Ее мировоззренческую базу составила идея целостного познания личности воспитуемого путем суммирования результатов, полученных различными науками.
В качестве основного критерия отбора средств обучения педология обосновала учет особенностей личности воспитуемого, ее мотивационной сферы.
Поэтому в рамках данной педагогической парадигмы были востребованы те психологические концепции, в которых раскрывалась природа
человечешюй мотивации^ Определенное влияние на развитие 112 ‘ Корчак Я.
Педагогическое наследие.
М.:
Просвещение, 1991.С.
19.
’ Френе С.
Избранные педагогические сочинения.
М.:
Педагогика, 1990.
-С.39.
’ Мотнвацнонные концепции условно можно разделить на две группы.
К первой относятся мотивационные теории, авторы которых абсолютизируют
мотивашпо, считая ее единственным фактором человеческого поведения.
Мо
[стр. 80]

основе этой методологии идея изоморфизма образовательного процесса и истории мировой культуры («европейский разум есть диалог (общение) “разума эйдетического” (античность), “разума причащающего” (средние века), “разума познающего” (Новое время) и возникающего в X X веке особого строя — разумения»').
Данная методология находит продолжение вспецифической «формуле» самой образовательной деятельности: сутью обучения признается «диалогика»— спор формальной и содержательной логик с сохранением диалоговых характеристик всех основных исторических конструктов, что выводит диалог за границы рационализма в более широкий общекультурный план.
При этом внешний диалог должен статьлогическим продолжением и формой выражения диалога внутреннего, иначе фетишизация речевой активности сведет на нет сам исходный принцип формирования культуры мышления'^.
«Гуманитарная» философия образования основывается на идеях «философии жизни» в.Дильтея, понимании духовной культуры как гегелевского «духа народа», неокантианском «царстве ценностей».
Взгляды наиболее ярких ее представителей — Г.
Нолля, В.
Флитнера, Е.
Венигера и др.
— сформировались в первой трети X X века на основе общественнопедагогического движения за реформу образования в Германии.
В понимании представителей гуманитарной философии образования сущность человека состоит в человечности (Ьитапказ), которая, как и духовность, находящая выражение вспонтанном самовыражении («экзистенции») личности в межличностных отношениях отражается в различных формах бытования духовной культуры (нравственности, искусстве, мировоззрении).
Духовность рассматривается как реальное средство обретения человеком автономии.
«Педагогическая антиномия» между самоутверждающимся учеником и школьными требованиями разрешается через диалог, герменевтическое «слушание» ученика, его защиту от шаблонных требований учебных
программ, гуманизацию школы вцелом.
В этом — обоснование идеи автономизации системы образования, ее обособления от политики, церкви, идеологии.
Гуманистическая ветвь педагогики восходит к творческому наследию известного польского мыслителя и педагога Я.
Корчака.
Его «педагогика сердца» отдает приоритет воспитанию и основана не столько на формальнойдидактике, сколько налюбви педагога к своим воспитанникам.
В основетакой педагогики—
знание о детстве как о самоценном периоде жизни^ 'Б и б л е р В.
С.
От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.
— М ., 1991.
— С.
4.
Г е р а щ е н к о И.
Г.
От монолога— к школе диалога культур // Народное образование.
— 1993.
— № 1.
— С.
51-53.
К о р ч а к Я.
Педагогическое наследие.
— М
„ 1991.
— С.
19.
80

[стр.,81]

к данному направлению можно отнести фреиопедагогику (названную так по имени ее создателя С.
Френе).
В ней значительная роль отводится ученическому коллективу, свободному выбору учебных предметов и методу проб и ошибок в выборе содержания образовательной деятельности (метод «экспериментального нащупывания»)’.
Прикладной разновидностью «гуманитарной» образовательной парадигмы можно считать педологию, которая зародилась на Западе в
трудах О.
Хрисмана и получила развитие в работах Н.

Румянцева, А.
Нечаева, А.
Лазурского, В.
Кащенко и др.
Ее мировоззренческую базу составила идеяцелостного познания личности воспитуемого путем суммирования результатов, полученных различными науками.
В качестве основного критерия отбора средств обучения педология обосновала учет особенностей личности воспитуемого, ее мотивационной сферы.
Поэтому в рамках данной педагогической парадигмы были востребованы те психологические концепции, в которых раскрывалась природа
человеческой мотивации’.
Определенное влияние на развитие педагогических технологий оказала в свое время теория мотивации Д.
Маккелланда, который пытался объяснить не действия человека, а его мысли и чувства, определяющие поведение.
Автор использовал так называемую проективную методику, основанную на словесном описании испытуемым предъявляемого ему рисунка.
Он считал, что чем более двусмысленным и неопределенным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся (спроецируются) его мотивы.
Мысли, выраженные в таких рассказах, влюбом случае должны отразить иерархию трех групп человеческих потребностей и соответствующих им мотивов: потребности видентификации (стремление к принадлежности); потребность во власти; потребность в успехе или достижении цели’.
Согласно двухфакторной теории мотивации Ф.
Герцберга, людям присущи два вида потребностей; избегание страданий и стремление к самовыражению, успеху и психологическому росту*.
’ Ф р ен е С.
Избранные педагогические сочинения.
— М.,
1990.
— С.
39.
’ Мотивационные концепции условно можно разделить на две группы.
К первой относятся мотивационные теории, авторы которых абсолютизируют
мотивацию, считая ее единственным фактором человеческого поведения.
М
отив здесь то, что активизирует поведение, вызывает или прекращает какуюлибо деятельность, поддерживает и направляет ее.
Мотиву предшествует состояние «лишения», которое приводит к возникновению «потребности», «потребность» вызывает «побуждение», а «побуждение» ведет к «действию».
Авторы второго подхода избегали механистической модели мотивации, определяя мотив как «предрасположенность к достижению некоторых целей».
’ М с С е П а п й О.С.ТЬе АсЫеуешеЩ5ос1е1у.
— N.
V., 1961.
“Н е г г Ь е г ё Р., М а и з п е г В., 8 п 1(3 е г т а п В.
ТЬе Мойуайопз 1о NN^011^.— N.V.,1959.
81

[Back]