практики'. В рамках психологических наук ставится проблема понимания человека как целостной системы, восприятия его неразрывном единстве биологической природы и духовного состояния, его соматопсихического и социокультурного существа’. Складывается новое понимание человеческой индивидуальности как сложной и многоуровневой системы’. Философско-культурологическое понимание сущности физической культуры меняет общ ий контекст исследований а сфере физического образования*. Доминирующей становится методология целостного понимания человека, которая распространяет свое влияние на другие области социально-гуманитарного знания и практики’. Активно развивается идея целостности человека. Физическая культура выступает как целостная система в единстве ее функционального, ценностного и деятельного аспектов. Подобная методология утверждается и в исследованиях различных граней физической культуры®. В частности, в рамках интегративной антропологии утверждается мысль о взаимосвязи знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой, что полностью соответствует пониманию фе121 ' Матвеев Л.П. К уточнению центральной категооии теории физической культуры (очерки по теории физической культуры). М.: ФиС, 1984. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Л ГУ , 1969. ’ В частности, В.С.Мерлин выделяет анатомо-физиологический. психодинамический, психологический, личностный и социально-психологический. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. Харабуга Г.Д., Ушинский К.Д. О физическом воспитании. // Советская педагогика. 1969. Xs2; Шахвердов Г.Г. ЛесгафтП.Ф.: Очерки жизни и научно-педагогическая деятельность. Л., 1950; Решетень И и ., Мелия М.И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов института физической культуры И Теория и практика физической культуры. 1987. №4; Белорусова В.В., Макаров А.Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию. // Теория и практика физической культуры. 1988. -X s 12 и др. ’ Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры; Пособие для учащихся. М.; Иет^пракс, 1994 и др. ьальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. и Теория и практика физической культуры. 1991. Хэ 7; Визитей Н.Н. Физическая культура личности, Кишинев: Штиинца, 1989; Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. М.: ФОН, 1995; Лубишева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. // Теория и практика физической культуры.1996.-Х з 1.-С .2-4. |
Исследования педагогическихфеноменов ивидовобразовательнойпрактики отличаются широтой и многоаспектностью. В частности, в 1960-е годы было необходимо на философском уровне обосновать алгоритмизацию учебной деятельности, программирование как метод ее оптимизации и управления (Л. Ланда, П. Гальперин, Н. Никандров, Ю. Бабанский, Н. Талызина). Эти же проблемы, но с позиций критики «кибернетизма» в образовании, разрабатывались в рамках деятельностной методологии (Н. Алексеев, В. Розин, Г. Щедровицкий), в социальной философии (Э. Ильенков). В 1970-е годы стали разрабатываться вопросы проблемного обучения как метода стимулирования познавательной активности з^ащихся (Т. Кудрявцев, И. Лернер, А. Матюшкин, Я. Пономарев). Особый интерес представляют исследования, в которых содержится комплексное и многоуровневое теоретико-методологическое обоснование отдельных педагогических феноменов и видов образовательной практики (исследования, объединяющие второй и третий подходы, — философию образования как предмет социально-гуманитарных наук и как раздел педагогической теории). Наиболее показательными представляются исследования в области физического образования, которые демонстрируют результат объединения различных уровней анализа и попытки построения педагогических концепций на основе философского понимания физической культуры. Следует отметить, что разработка теоретико-методологических основ физического образования осуществлялась в более широком контексте. Традиционно эта отрасль педагогики строилась на классической дидактике (центрированной на развитии физических качеств, формировании двигательных умений и навыков) и медико-биологических знаниях. В 1970-е годы начинается интенсивное осмысление иных проблем физической культуры: психологических, социологических, философско-культурологических'. С общекультурологических позиций исследователи пытались понять сущность самого феномена физическойкультуры, ауже потом оптимизировать образовательные практики^. В рамках психологических наук ставится проблема понимания человека как целостной системы: восприятия его в неразрывном единстве биологической природы и духовного состояния, его соматопсихического и социокультурного существа’. Складывается новое ‘ Конечно, эти исследования не стоит идеализировать — их общим недостатком является недостаточный учет соматопсихического и личностно-социокультурного единства человека, его биосоциокультурной сущности. Эти аспекты если и рассматривались, то изолированно друг от друга, что не позволяло получить полную картину понимания сущности исследуемого феномена. ' М а т в е е в Л, П. К уточнению центральной категории теории физической культуры (очерки по теории физической культуры). — М., 1984. ’ А н а н ь е в Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969. 85 понимание человеческой индивидуальности как сложной и многоуровневой системы'. Философско-культурологическое понимание сущности физической культуры меняет общий контекст исследований всфере физического образования". Доминирующей становится методология целостного понимания человека, распространяющая свое влияние на другие области социальногуманитарного знания и практики^ Активно развивается идея целостности человека. Физическая культура выступает как целостная система в единстве ее функционального, ценностного и деятельностного аспектов. Подобная методология утверждается и в исследованиях различных граней физической культуры'’. В частности, врамках интегративной антропологии утверждается мысль о взаимосвязи знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой, что полностью соответствует пониманию феномена человека как целостной системы^ В теоретико-методической плоскости ставится вопрос о том, как совместить в едином педагогическом процессе задачи физического совершенствования и духовного развития человека^ ' В частности, В. Мерлин выделяет анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный и социально-психологический уровни индивидуальности ( М е р л и н В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.— М ., 1986). " Х а р а б у г а Г. Д., У ш и н с к и й К, Д. О физическом воспитании// Советская педагогика.— 1969. — №2; Ш ахв е р д о в Г. Г. Л е с га ф т П. Ф. Очерки жизни и научно-педагогическаядеятельность,— Л., 1950; Ре ш е тен ь И. Н., М елия М . И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 4; Б елорусова В. В., М а к а р о в А. Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию//Теория и практика физической культуры.— 1988.— № 12. — С. 11. ^К а г а н М. С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л., 1991; С о кол ов Э. В. Культурология: Очерки теории культуры: Пос. для учащихся. — М ., 1994. ^Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека //Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7 ; В и з и т е й Н . Н . Физическаякультураличности. — Кишинев, 1989;К у з и н В . В . , Н и к и т ю к Б. А. Очерки теории и истории интегративной антропологии, — М ., 1995; Л у б ы ш ева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С.2-4. ^К у з и н В. В., Н и к и т ю к Б, А. Указ. соч. ^Пуни А. Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 6. — С. 10-13. 86 Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира П Обществ, науки и современность. — 1993. — № 1. — С. 68-78. Бакунин М. А. Избранные философскиесочинения иписьма. — М.: Мысль 1987. ’ Баллер Э. Социальный прогресс и культурное наследие/ Отв. ред. Н. С. Злобин. — М.: Наука, 1987. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека// Теория и практика физ. культуры, — 1991. — № 7. — С. 37-39. Бальсевич В. К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. — 1993. — № 8. С. 18-21. Бальсевич В. К. Физическаякультурадлявсехидпя каждого,— М.: ФиС, 1988. Бальсевич В. К. Физическая культура человека: Состояние, пробл. и стратегия развития на перспективу: (Актовая речь), — М.: ГЦОЛИФК, 1992. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: Молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. — 1995. — №4. — С. 2-7. Барабанов Е. В. Россия—Запад: Взглядиздалека// Вопр. философии.— 1991.— №10, — С. 59-71. БарблапА. Иерархия знания // А1та таЕег. — 1994. — №3. — С. 30-35. Барг М . А. Эпохи и идеи. — М.: Наука, 1987. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время— воспитанию студентов // Высш. образование в России. — 1995. — № 1. — С. 50-58. Бах А. Н. Эпоха развернутого построения социализма II Фронт науки и техники. — 1932. — № 1. — С. 9-10. Бахтин М . М . Литературно-критические статьи / Сост.: С. Г. Бочаров, В. В. Кожинов. — М.: Худож. лит., 1986. Бахтин М. М . К философии поступка И Философия и социология науки и техники: Ежегод. — М., 1986. — С. 80-160. Бахтин М . М . Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1979. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства). Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие И Современная социологическаятеория веепреемственности иизменении/ Под ред. Г. Беккера, А. Бескова. — М., 1961. — С. 180-188. Белогуров А.. Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования: (Попытка концептуал.-теорет. модели): [Разраб. Сев.-Осет. гос. ун-та] // Высш. образование в России. — 1995. — № 4. — С. 64-66. Белорусова В. В., Макаров А. Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию // Теория и практика физ. культуры. — 1988. — № 12. — С. 10-14. Беляева А. П. Формирование гуманистических ценностей на основе культурологической концепции // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. — СПб., 1996. — С. 183-185. Белянкина Н. Г., Кемерова Т. А. Некоторые проблемы образования вусловиях новой культурной парадигмы // Первые культурологические чтения. — М., 1997, — С. 63-64. 409 |