номена человека как целостной системы'. В теоретико-методической плоскости ставится вопрос о том, как совместить в едином педагогическом процессе задачи физического совершенствования и духовного развития человека’. Разрабатываются основные положения концепции физкультурного образования в ^ зе, в которых в качестве основополагающего принципа выдвигается единство мировоззренчесгапо, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности’. В исследованиях высказывается мысль о взаимосвязи и взаимодополняемости знаний, полученных в сфере психобиологических и социокультурных наук^. Ставится вопрос о целостности личности как мировоззренческой предпосылке формирования концепции предмета физической культуры в школе’ . В разработке теоретических основ совершенствования системы физкультурного воспитания используются принципы мировоззренческого, интеллектуального и телесного единства человека, методология биосоциальной сущности человека. Технологической основой воспитательных концепций рассматривается деятельный подход*. В философско-культурологической мысли разрабатывается идея воспроизводства в сфере физической культуры целостного человека одухотворенной, нравственной, свободно дейст^тощей телесности’. Разрабатываемая в последнее время в русле социально-гуманитарных наук парадигма чело122 Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. М.: ФОН, 1995. ’ Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах пмспективного плана научно-исследовательской работы в области физической кулылфы и спорта // Теория и практика физической культуры. 1985. № 6 . С.10-1з. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.; ГЦОЛИФК, 1992. Кузин В В., Никитюк БЛ. Очерки теории и истории интегративной антропологии. М.: ФОН, 1995. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы. // Физическая культура: Науч.-метод, журнал. 1996. -№ I. С. 13-14. *Лубышева Л.И.. Физкультуфное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. РГА Ф К,М., Россия, 1996. С. 133. ’ Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. М., 1991; Пономарев Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура. Н Теория и методика физической подготовки: Сб. науч. тр. СПб.; ВДКИФК, 1994. С.117-126.; Быховская И.М. Быть телом «иметь тело» творить тело: «три уровня «НОМО SOMATIS» и проблемы физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 1993. Ка 7. С.2-5. и др. |
понимание человеческой индивидуальности как сложной и многоуровневой системы'. Философско-культурологическое понимание сущности физической культуры меняет общий контекст исследований всфере физического образования". Доминирующей становится методология целостного понимания человека, распространяющая свое влияние на другие области социальногуманитарного знания и практики^ Активно развивается идея целостности человека. Физическая культура выступает как целостная система в единстве ее функционального, ценностного и деятельностного аспектов. Подобная методология утверждается и в исследованиях различных граней физической культуры'’. В частности, врамках интегративной антропологии утверждается мысль о взаимосвязи знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой, что полностью соответствует пониманию феномена человека как целостной системы^ В теоретико-методической плоскости ставится вопрос о том, как совместить в едином педагогическом процессе задачи физического совершенствования и духовного развития человека^ ' В частности, В. Мерлин выделяет анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный и социально-психологический уровни индивидуальности ( М е р л и н В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.— М ., 1986). " Х а р а б у г а Г. Д., У ш и н с к и й К, Д. О физическом воспитании// Советская педагогика.— 1969. — №2; Ш ахв е р д о в Г. Г. Л е с га ф т П. Ф. Очерки жизни и научно-педагогическаядеятельность,— Л., 1950; Ре ш е тен ь И. Н., М елия М . И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 4; Б елорусова В. В., М а к а р о в А. Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию//Теория и практика физической культуры.— 1988.— № 12. — С. 11. ^К а г а н М. С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л., 1991; С о кол ов Э. В. Культурология: Очерки теории культуры: Пос. для учащихся. — М ., 1994. ^Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека //Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7 ; В и з и т е й Н . Н . Физическаякультураличности. — Кишинев, 1989;К у з и н В . В . , Н и к и т ю к Б. А. Очерки теории и истории интегративной антропологии, — М ., 1995; Л у б ы ш ева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С.2-4. ^К у з и н В. В., Н и к и т ю к Б, А. Указ. соч. ^Пуни А. Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 6. — С. 10-13. 86 Разрабатываются основные положения концепции физкультурного образования в вузе, в которых в качестве основополагающего принципа выдвигается единство мировоззренческого, интеллектуального ителесного компонентов в формировании физической культуры личности'. В исследованиях высказывается мысль о взаимосвязи и взаимодополняемости знании, полученных в сфере психобиологических и социокультурных наук’. Ставится вопрос о целостности личности как мировоззренческой предпосылке формирования концепции предмета физической культуры вшколе’. В разработке теоретических основ совершенствования системы физкультурного воспитания используются принципы мировоззренческого, интеллектуального и телесного единства человека, методология биосоциальной сущности человека. Технологической основой воспитательных концепций рассматриваетсядеятельностный подход*, В философско-культурологической мысли разрабатьгаается идея воспроизводства всфере физической культуры целостного человека — одухотворенной, нравственной, свободно действующей телесности’. Разрабатываемая впоследнее время в русле социально-гуманитарных наук парадигма человеческой целостности является методологической основой корректировки и развития системы физического воспитания®. В настоящее время в сфере физической культуры на стьпсенаучных дисциплин рождаются новые направления и разделы (антропологические, социолого-психологические, психолого-гигиенические. “Л у б ы ш е в а Л. И. Концепция формирования физической культуры человека.— М ., 1992. К у з и н В. В., Н и к и т ю к Б. А. Указ. соч. ’ М а т в е е в А. П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: Науч.-метод. журнал. — 1996. — № 1. — С. 13-14. “Л у б ы ш е в а Л. И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. — М ., 1996. — С. 133. ’ П о н о м а р ч у к В. А., Аяш ев О. А. Физическая культура и становление личности. — М., 1991; П о н о м а р е в Н. А. Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки: Сб. науч. тр. — СПб., 1994. — С. 117-126; Бы Xо век ая И. М . Быть телом — «иметь тело»— творить тело: три уровня «Ьото зотаг!®» и проблемы физической культуры // 1'еория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 2-5. * Б альсевич В. К . Физическая культура для всех и для каждого. — М ., 1988. — С. 43; В и л е н с к и й М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 9. — С. 9; Л ях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в образовательной школе // Теория и практика физической культуры.— 1990.— № 9 . — С. 10-14; М а т в е е в А. П., Н е п а л о в В. Н. Физическая культура: физкультура и развитие человека // Теория и практика физической культуры, — 1994. — № 9. — С. 2-6. 87 |