Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 123]

веческой целостности является методологической основой корректировки и развития системы физического воспитания'.
В настоящее время в сфере физической культуры на
стыке нг^ны х дисциплин рождаются новые направления и разделы (антропологические, социолого-психологические, психолого-гигиенические, психолого-педагогические, морфофизиологические и др.).
Продолжается процесс осмысления феномена физической культуры с философско-культурологических
позиции.
Физическая культура осознается как важнейшей части культуры человека и общества.
Достижением последних лет стало выделение
общекулыурных (которым традиционно отводилась опосредованная роль) и специфических функций физической культуры.
Это подчеркивает связь физической культуры с общей культурой, но в то же время несколько принижает значимость физической культуры как равнозначного вида культуры.
Именно понимание сущности феномена физической культуры и концепция целостности человека позволили внести существенные коррективы как в теоретические основы физического воспитания, так и в практическую деятельность, во многом подчинив ее задаче формирования целостного человека во всем проявлении его сущностных сил’ .
Охарактеризованные выше педагогические концепции и парадигмы
являются серьезной теоретической базой для понимания сущности, проблем и направлений оптимизации духовно-нравственного воспитания и развития личности.
123 ' Бальсевич В.К.
Физическая культура для всех и для каждого.
М.:ФиС, 1988.
С.43.; Виленский М.^.

Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.
1994.
№ 9.
С.9.; Лях В.И.
Ориентиры перестройки физического
воспигания в образовательной школе.
// Теория и практика физической культуры.
1990.
№ 9.
С.10-14.; Матвеев
Л.П ., Непалов В.Н.
Физическая культура: физкультура и развитие человека.
// Теория и практика физической культуры .1 9
Й .-№ 9 .
С.2-6.
Николаев Ю.М.
Теоретико-методические основы физической культуры; Автореф.
дис....
д-р пед.
наук.
СПбГАФТ, 1998.
[стр. 87]

Разрабатываются основные положения концепции физкультурного образования в вузе, в которых в качестве основополагающего принципа выдвигается единство мировоззренческого, интеллектуального ителесного компонентов в формировании физической культуры личности'.
В исследованиях высказывается мысль о взаимосвязи и взаимодополняемости знании, полученных в сфере психобиологических и социокультурных наук’.
Ставится вопрос о целостности личности как мировоззренческой предпосылке формирования концепции предмета физической культуры вшколе’.
В разработке теоретических основ совершенствования системы физкультурного воспитания используются принципы мировоззренческого, интеллектуального и телесного единства человека, методология биосоциальной сущности человека.
Технологической основой воспитательных концепций рассматриваетсядеятельностный подход*, В философско-культурологической мысли разрабатьгаается идея воспроизводства всфере физической культуры целостного человека — одухотворенной, нравственной, свободно действующей телесности’.
Разрабатываемая впоследнее время в русле социально-гуманитарных наук парадигма человеческой целостности является методологической основой корректировки и развития системы физического воспитания®.
В настоящее время в сфере физической культуры на
стьпсенаучных дисциплин рождаются новые направления и разделы (антропологические, социолого-психологические, психолого-гигиенические.
“Л у б ы ш е в а Л.
И.
Концепция формирования физической культуры человека.— М ., 1992.
К у з и н В.
В., Н и к и т ю к Б.
А.
Указ.
соч.
’ М а т в е е в А.
П.
Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: Науч.-метод.
журнал.
— 1996.
— № 1.
— С.
13-14.
“Л у б ы ш е в а Л.
И.
Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов.
— М ., 1996.
— С.
133.
’ П о н о м а р ч у к В.
А., Аяш ев О.
А.
Физическая культура и становление личности.
— М., 1991; П о н о м а р е в Н.
А.
Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки: Сб.
науч.
тр.
— СПб., 1994.
— С.
117-126; Бы Xо век ая И.
М .
Быть телом — «иметь тело»— творить тело: три уровня «Ьото зотаг!®» и проблемы физической культуры // 1'еория и практика физической культуры.
— 1993.
— № 7.
— С.
2-5.
* Б альсевич В.
К .
Физическая культура для всех и для каждого.
— М ., 1988.
— С.
43; В и л е н с к и й М.

Я.
Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры.
— 1994.
— № 9.
— С.
9; Л ях В.
И.
Ориентиры перестройки физического
воспитания в образовательной школе // Теория и практика физической культуры.— 1990.— № 9 .
— С.
10-14; М а т в е е в
А.
П., Н е п а л о в В.
Н.
Физическая культура: физкультура и развитие человека // Теория и практика физической культуры, — 1994.
№ 9.
— С.
2-6.
87

[стр.,88]

психолого-педагогические, морфофизиологические и др.).
Продолжается процесс осмысления феномена физической культуры с философскокультурологических
позиций.
Физическая культура осознается как важнейшая часть культуры человека и общества.
Достижением последних лет стало выделение
общекультурных (которым традиционно отводилась опосредованная роль) и специфических функций физической культуры.
Это подчеркивает связь физической культуры с общей культурой, но в то же время несколько принижает значимость физической культуры как равнозначного вида культуры.
Именно понимание сущности феномена физической культуры и концепция целостности человека позволили внести существенные коррективы как в теоретические основы физического воспитания, так и в практическую деятельность, во многом подчинив ее задаче формирования целостного человека во всем проявлении его сущностных сил’.
Охарактеризованные выше педагогические концепции и парадигмы
рассматриваются нами как серьезная теоретическая база для понимания сущности, проблем и направлений реформирования современного образования.
2.3.
Стратегии личностного развития как приоритеты образовательной деятельности Целью образовательной деятельности, как уже отмечалось, является формирование образа личности, максимально полно выражающего (собирающего, востребующего) потенциалы человека.
Последняя категория в педагогических текстах часто употребляется как синоним задатков, возможностей, способностей личности, что не совсем точно.
В философии потенция есть способность вещи изменяться — субстанционально, качественно, количественно, пространственно (способность осуществлять движение или процесс качественного изменения, возникновения — уничтожения, роста — убыли, пространственного перемещения»)^.
Потенция — это не действующая возможность, способная стать действительностью (реальностью) в определенных условиях и при определенных ресурсах.
Переход возможности в реальность есть процесс актуализации потенции.
Он становится возможным при условиях, которые делают реальной самореализацию субъекта (как и само его существование).
Реальность есть путь и результат этого перехода (путь из небытия в бытие), есть единство бытия ‘ Н и ко л а е в Ю.
М.
Теоретико-методические основы физической культуры: Автореф.
дис....
д-ра педагог, наук.
— СПб., 1998.

Философский энциклопедический словарь.
— М ., 1989.
— С.
19.
88

[Back]