Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 124]

2.2.
Проблемы духовно-нравственного воспитания в социальногуманитарном знании Социально-экономические и политические условия, в которых протекает жизнь общества, вносят коррективы в устоявшиеся представления о морали.
В отечественной этике конца 70 — начала 80-х гг.
прошлого века проблеме нравственного воспитания уделялось значительное внимание'.

Со второй половины 80-х гг.
данная проблематика исследовалась в русле социально-политического обновления советского
общества’.
Проводимые в этот период исследования опирались на прочный научный, фундамент, заложенный предшественниками и реализованный в рамках
жёстмэ заданной марксистской парадигмы’.
В 9 0 -е гг.
основное внимание уделялось прикладным вопросам морали, что было связано с рационализацией поведенческой практики*.

Тем не менее, актуализируется новая проблематика нравственности.
Во-первых, конфликтность и жестокость социальноэкономических и политических преобразований способствовали началу
124 Архангельский Л.М.
Марксистская этика: гтаедмет, структура, основные направления М.: Мысль, 1985; Дробницкий О.Г.
Проблемы нравственности.
М.; Наука, 1977; Моральный выбор / Под общ.
ред.
А.
И.Титаренко.М.: Изд-во М 1 у , 1980; Николаичев Б.С.
Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности.
М.: Изд-во М ГУ, 1976; Структура морали и личность / Под ред.
С.Анисимова и Р.Миллера.М.: Мысль, 1977.
’ВардомацкиЙ А.П.
Моральная регуляция поведения личности,Мн.: Наука и техника, 1987; Донченко А.П.
Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности.Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; М<юаль; сознание и поведение/Отв.
ред.
Н.А.Головко.М.: Наука, 1986; Попов С.М.
Политика.
Экономика.
Мораль: Социал-нравств.
аспекты перестройки.М.: Политиздат, 1989; Формирование духовного мира человека / Отв.
ред.
Г.В.Кузнецова.
Горький ГТПИЛ989.
Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н..
Цырлина Т.В.
Нравственнее воспитание; (Филос.этич.
основы).Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990; Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания / Под ред.
А.И.Титаренко, Б.С.Никола)гчева.М.; Изд-во МГУ, 1987; Шварцман К.А.
Философия и воспитание; Критический анализ немарксистских концепций.
М.: Политиздат, 1989.
* Андреев В.И.
Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности; Основы педагогики творчества.Казань; Изд-во Казан.ун-та, 1988; Бауман 3.
Социологическая теория постсовременности // Контексты современностиКазань; «Форт Диалог», 1995; Всё об этике; Кн.
о нотмах поведения в любых жизненных ситуациях.Ростов н/Д.: «Феникс», 1995; Дунцова К.Г., Станкович Г.П.
Этикет за столом.
М.: Экономика,1990; Кувакин В,А.
Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).
СПб.: «Алетейя», М.: «Логос».
1998..
[стр. 33]

Моральный долг выступает также в качестве мотива.
Моральным, таким образом, является тот поступок, который совершён по долгу.
Долг не только выступает в качестве мотива.
В нём человек являет себя как личность.
Долг управляет человеком как субъектом свободным и нравственным.
Императивность морали дополняется её сослагательностью и предполагает вариативность выборов на основе самоопределения личности.
Категоричность морали становится внутренним духовным актом, который касается максим поступков, а не самих поступков.
В моральном долге нет однозначности.
Он предполагает пространство выбора и адресован каждому отдельно, определяет отношение к самому себе, а не к другим.
Поэтому проявляется через отношение к себе.
В этом случае личность самообязывает себя соблюдать моральный долг.
Мораль говорит не только о том, что делать, но и о том, что не делать.
В этом случае поощрение поступка означает, что он не запрещён (там же).
Может показаться, что приведённые рассуждения о моральном долге абстрактны, а потому лишены действенности.
Однако это далеко не так.
"Для сохранения законов нравственности,-справедливо подчёркивает С.Б.Крымский,оказывается необходимым обращение к более высоким уровням ценностной иерархии морального сознания, возвышение над ситуативной этикой к безусловности нравственного императива" [92,с.25].
Социально-экономические и политические условия, в которых протекает жизнь общества, вносят коррективы в устоявшиеся представления о морали.
В отечественной этике конца 70 начала 80-х гг.
прошлого века проблеме нравственного воспитания уделялось значительное внимание[14,
59 ,118 ,126 , 173 и т.д.].
Со второй половины 80-х гг.
данная проблематика исследовалась в русле социально-политического обновления советского
общества[33,58,117,150,192 и т.д.].
Проводимые в этот период исследования опирались на прочный научный^ фундамент, заложенный предшественниками и реализованный в рамках
жёстко заданной марксистской парадигмы[21,112,203 и т.д.].
33

[стр.,34]

В 90-е гг.
основное внимание уделялось прикладным вопросам морали, что было связано с рационализацией поведенческой практики[5,19,38,60,93
и т.д.].
Тем не менее, актуализируется новая проблематика нравственности.
Во-первых, конфликтность и жестокость социально-экономических и политических преобразований способствовали началу
разработки проблемы морального зла [165].
Обратим внимание на одно важное обстоятельство: зло является социальным, если внешний и внутренний мир человека разрушается общественными процессами (кризисами, разложением существующего строя, войнами и т .д .).
В этой разновидности зла против человека оборачиваются те культурные продукты, которые созданы людьми для достижения иных целей.
"Моральное зло коренится в человеческой субъективности, констатирует А.П.Скрипник, оно неразрывно с индидивидуальной виной, свободой и ответственностью.
Это такое употребление специфических личностных способностей (прежде всего, сознания и воли), которое направлено на разрушение человека и очеловеченного мира.
В феномене морального зла происходит самоуничтожение человеческого в человеке, дегуманизация людей" [там же,с.11].
Различные грани зла обнаруживаются при различных способах отношений человека к миру.
В эмоционально-чувственном отношении зло выступает в качестве многообразных видов психического дискомфорта (неприятие, которое вызывает отвращение, страдание и страх).
В утилитарном отношении зло приобретает облик вреда, т.е.
того, что препятствует целесообразной деятельности по удовлетворению материальных потребностей и т.д.
Аморализм-это то отрицательное содержание, которое возникает и преодолевается в нравственном освоение мира.
Мораль внутренне противоречива."Она предписывает видеть в другом человеке средство для совершенствования своих собственных способностей, источник пользы или радости и вместе с тем цель саму по себе, т.е.
позволяет использовать человека и 34

[стр.,186]

88.
Костюк K.H.
Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) /./ Вопросы философии.2000.№ 2.С.
32-42.
89.
Краевский В.В.
Педагогика между философией и психологией //Педагогика, 1 9 9 4 №6.С.
24-31.
90.
Красильщиков В.А.
Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций, М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.264 с.
91.
Кропоткин П.А.
Этика: Избранные труды.М.: Политиздат, 1991 .-496 с.
92.
Крымский С.Б.
Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии.
1992.№ 12.С.
21 28.
93.
Кувакин В.А.
Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).
СПб.: "Алетейя", М.: "Логос", 1998.360
с.
94.
Кузнецов Г.А.
Нравственно-правовое воспитание подростков,Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 1989.114 с.
95.
Кукуева О.Ф.
Клуб старшеклассников в системе общего образования малого города: Автореф....
канд.
пед.
наук.Омск, 2000.
19 с.
96.
Куликова Л.
Н.
Самосовершенствование коллектива старшеклассников.
Хабаровск: Хабаровск, пед.
ин-т, 1988.94 с.
97.
Культурно-досуговая деятельность / Под науч.ред.
А.Д.Жаркова и В.М.Чижова.М.: МГУК, 1998.461 с.
98.
Кунц О.Р.
Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений междуюношами идевушками в школе и семье: Автореф.
дис.
...
д-ра пед.
наук.Казань, 1995,46 с.
99.
Куртц П.
Запретный плод.
Этика гуманизма М.: Гнозис, 1993.
100.
Лапин Н.И.
Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии.2000.№ 2.С.
32 42.
101.
Лозовцева В.К.
Сверстник как образец для подростка // Вопросы психологии.1977.-№ 2.-С.
131 134.
102.
Лук А.Н.
Психология творчества.М.: Наука, 1978,-121 с.
103.
Лукина А.К.
Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика,2002.№ I.С.
23 27.
104.Магиярова З.М.
Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи: Автореф.
...
канд.
пед.
наук.Казань, 1998.18 с.
105.Макаренко А.
С.
Пед.соч.: В 8-ми t.-T.I.
М.: Педагогика, 1983.
368 с.
106.
Макаренко А.С.
Пед.соч.: в 8-ми т.
Т.4.М.: Педагогика, 1984.400 с.
Ю7.Максютин Н.Ф.
Культурно-досуговая деятельность.Казань: Медицина, 1995.140 с.
ISS

[Back]