рафаботки проблемы морального зла'. Обратим внимание на одно важное обстоятельство: зло является социальным, если внешний и внутренний мир человека разрушается общественными процессами (кризисами, разложением существующего строя, войнами и т .д .). В этой разновидности зла против человек оборачиваются те Еультурные продукты, которые созданы людьми для достижения иных целей. «Моральное зло коренится в человечесЕюй субъективности, констатирует А.П.Скрипник, оно неразрывно с индидивидуальной виной, свободой и ответственностью. Это такое употребление специфических личностных способностей (прежде всего, сознания и воли), которое направлено на разрушение человека и очеловеченного мира. В феномене морального зла происходит самоуничтожение человеческого в человеке, дегуманизация людей»’. Различные грани зла обнаруживаются при различных способах отношений человека к миру. В эмоционально-чувственном отношении зло выступает в качестве многообразных видов психического дискомфорта (неприятие, которое вызывает отвращение, страдание и страх). В утилитарном отношении зло приобретает облик вреда, т.е. того, что препятствует целесообразной деятельности по удовлетворению материальных потребностей и т.д’ . Аморализм это то отрицательное содержание, которое возникает и преодолевается в нравственном освоении мира. Мораль внутренне противоречива. «Она предписывает видеть в другом человеке средство для совершенствования своих собственных способностей, источник пользы или радости и вместе с тем цель саму по себе, т.е. позволяет использовать человека и одновременно служить ему»". Следовательно, зло является следствнел! противоречивости морали и культуры в целом. 125 ' Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. ’ Там же, с. 11. В классовой этике провозглашалось, что добром является то, что «способствует продвижению общества к коммунизму», а злом то, что «тормозит поступательное развитие общества по пути к коммунизму». См,: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 4-е изд. М.: Изд-во полит, лит-ры, I98I. Относительный, субъективно-исторический характер этих понятий, их искаженное понимание в общественном сознании нанесли непоправимый вред воспитанию. Там же, С.11. |
В 90-е гг. основное внимание уделялось прикладным вопросам морали, что было связано с рационализацией поведенческой практики[5,19,38,60,93 и т.д.]. Тем не менее, актуализируется новая проблематика нравственности. Во-первых, конфликтность и жестокость социально-экономических и политических преобразований способствовали началу разработки проблемы морального зла [165]. Обратим внимание на одно важное обстоятельство: зло является социальным, если внешний и внутренний мир человека разрушается общественными процессами (кризисами, разложением существующего строя, войнами и т .д .). В этой разновидности зла против человека оборачиваются те культурные продукты, которые созданы людьми для достижения иных целей. "Моральное зло коренится в человеческой субъективности, констатирует А.П.Скрипник, оно неразрывно с индидивидуальной виной, свободой и ответственностью. Это такое употребление специфических личностных способностей (прежде всего, сознания и воли), которое направлено на разрушение человека и очеловеченного мира. В феномене морального зла происходит самоуничтожение человеческого в человеке, дегуманизация людей" [там же,с.11]. Различные грани зла обнаруживаются при различных способах отношений человека к миру. В эмоционально-чувственном отношении зло выступает в качестве многообразных видов психического дискомфорта (неприятие, которое вызывает отвращение, страдание и страх). В утилитарном отношении зло приобретает облик вреда, т.е. того, что препятствует целесообразной деятельности по удовлетворению материальных потребностей и т.д. Аморализм-это то отрицательное содержание, которое возникает и преодолевается в нравственном освоение мира. Мораль внутренне противоречива."Она предписывает видеть в другом человеке средство для совершенствования своих собственных способностей, источник пользы или радости и вместе с тем цель саму по себе, т.е. позволяет использовать человека и 34 |