ных противоборствующих сторон формируется двойная направленность как одновременная предрасположенность к моральному и безнравственному поведению, к добру и злу, то этот феномен становится основной чертой и одновременно предпосылкой амбивалентности нравственной жизни человека»'. Выделяются следующие предпосылки амбивалентности и одновременно внутренней противоречивости как морально-психологического состояния личности: а) неустойчивость эмоций, неумение подчинять их воле, рациональному началу; б) неопределенность целей и установок, «размытость» нравственных принципов и ценностного критерия мотивации, личностных смыслов, иначе говоря, отсутствие развитого морального самосознання; в) при относительно высоком уровне морального самосознания, если содержательная (нравственные принципы) и динамическая (эмоции, воля) стороны мотивации функционируют синхронно, но не согласуются между собой. Амбивалентная личность, как правило, находится в состоянии постоянных конфликтов. Общая логика формирования татой личности может быть представлена следующим образом. У человека, обладающего осмысленностью установок и поступков, обнаруживается несоответствие неюторых личностных образований (например, интеллектуального и эмоционального), вследствие этого нарушается баланс свойств, т.е. одни становятся преобладающими. При зарождении внутренних противоречий личностно-субъективные интересы начинают выдвигаться на первый план, нарушая цельность мировоззрения и деформируя структуру потребностей. В результате формируется внутренне дисгармоничная личность. Амбивалентность, возникающая в результате рассогласованности между склонностями и долгом, усиливает агрессивные тенденции. Императивы бессознательного подавляют эмоциональную сторону психики. Человек утрачивает способность свободней оценки жизненных ситуаций и стремится к осуществлению собственных желаний, не считаясь с моральными ограничениями. В подобных случаях нравственные принципы утрачивают функции 128 ' Там же, с. 19-20. |
результате взаимодействия указанных противоборствующих сторон формируется двойная направленность как одновременная предрасположенность к моральному и безнравственному поведению, к добру и злу, то этот феномен становится основной чертой и одновременно предпосылкой амбивалентности нравственной жизни человека"[там же,с.19-20]. Выделяются следующие предпосылки амбивалентности и одновременно внутренней противоречивости как моральнопсихологического состояния личности: а) неустойчивость эмоций, неумение подчинять их воле, рациональному началу; б) неопределенность целей и установок, "размытость" нравственных принципов и ценностного критерия мотивации, личностных смыслов, иначе говоря, отсутствие развитого морального самосознания; в) при относительно высоком уровне морального самосознания, если содержательная (нравственные принципы) и динамическая (эмоции, воля) стороны мотивации функционируют синхронно, но не согласуются между собой [там же,с. 33]. Амбивалентная личность, как правило, находится в состоянии постоянных конфликтов. Общая логика формирования такой личности может быть представлена следующим образом. У человека, обладающего осмысленностью установок и поступков, обнаруживается несоответствие некоторых личностных образований (например, интеллектуального и эмоционального), вследствие этого нарушается баланс свойств, т.е. одни становятся преобладающими. При зарождении внутренних противоречий личностно-субъективные интересы начинают выдвигаться на первый план, нарушая цельность мировоззрения и деформируя структуру потребностей. В результате формируется внутренне дисгармоничная личность. Амбивалентность, возникающая в результате рассогласованности между склонностями и долгом, усиливает агрессивные тенденции. Императивы бессознательного подавляют эмоциональную сторону психики. Человек утрачивает способность свободней оценки жизненных ситуаций и стремится к осуществлению собственных желаний, не считаясь с^ моральными ограничениями. В подобных случаях нравственные принципы 37 |