Oafcrop времени в нравственном становлении и развитии личиости это не только возрастные показатели, но и феномены темпоральной детерминации и регуляции, которые возникают во взаимосвязи социального и личностного времени. В развитии личности особенно важным становится учёт временных параметров исторических событий, которые делают человека не только их участником, но и автором собственной жизни. Становится актуальной задача управления темпоральными особенностями нравственной жизни человека. Появление у личности соответствующего чувства и осмысления времени позволит избавиться от инфантилизма, нерационального времяпрепровождения и т.д. Эти особенности позволят так же избежать бессознательного самодовольства и ориентации на гедонистические смысложизненные нормы. Динамика индивидуального развития во времени предполагает учёт такой важной характеристики человеческой жизни как ритм. Совпадение индивидуальных ритмов и определённых условий (ситуаций) отражается в понятии своевременности целей, выбора, принятия решений, поступков и т.д. Практическое воплощение своевременности предполагает, вопервых, знание и чувство ритма современной жизни, ритма социального времени, во-вторых, знание и чувство ритма собственной жизни, ритма личностного времени, в-третьих, умение и желание совместить их в своих поступках'. ПрактичесЕюе решение данной проблемы заключается в поиске возможности соотнести социальное и личностное время. Концентрированный прошлый опыт нравственной жизни используется в настоящем. Он сохраняется в памяти, которая выступает как функция личностного времени. Индивидуальная память обеспечивает преемственность традиций и творчества. В противном случае разрушается духовность общения. Определение результатов индивидуального нравственного развития предполагает, во-первых, выявление содержания её реальной практической и теоретической деятельности, в которых проявляется и совершенствуется духовное развитие личности, во-вторых, установление исходного 131 Там же, с. 67. |
^ (онтологически и аксиологически) реальность, из которой субъективное время черпает своё содержание" [там же,с.55] При определённых условиях социальное время может войти в биографию человека как личностно значимое. Личностное время— это время целеустремлённой деятельности человека. Типичное в личностном времени индивида составляет содержание социального времени. Индивидуальное развитие человека имеет свою внутреннюю логику и временные ритмы. Нравственное развитие также имеет свои стадии, которые не • сводятся к хронологическому течению времени. Утверждение доминанты творчески преобразующей деятельности над подражательной (игрой) выводят субъекта из пассивного пребывания во времени. "Реализация в практических действиях и поступках сознательно принимаемых намерений и поставленных целей, отмечает А.П.Донченко, предполагает постоянный выход человека из настоящего времени в желаемое будущее" [там же,с. 61-62]. Юность с её претензиями на исключительность разрывает, в силу своих возрастных особенностей диалектическую связь прошлого, настоящего и будущего, абсолютизирует перспективную ориентацию как единственно приемлемую и не всегда использует опыт, в том числе и моральный. Забвение накопленного опыта, зафиксированного в прошлом, приводит к утрате чувства причастности к настоящему и потребности использовать накопленный опыт в жизненных ситуациях. Теряется ответственность за будущее, выражающаяся в стремлении к адекватности деятельностно-поведенческих выборов. Иначе говоря, забвение прошлого приводит к утрате будущего. Человек утрачивает не только перспективу, но и своё нравственное содержание, выпадает из настоящего, что приводит к нравственной амнезии, выражающейся в равнодушии к другим людям и безразличии к своему нравственному росту. В итоге девальвируется установка на самореализацию. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности-это не только возрастные показатели, но и феномены темпоральной детерминации и регуляции, которые возникают во взаимосвязи социального и личностного 39 времени. В развитии личности становится особенно важен учёт временных параметров исторических событий, которые делают человека не только их участником, но и автором собственной жизни. А.П.Донченко формулирует задачу "управления темпоральными особенностями нравственной жизни человека" [там же,с.64)]. Появление у личности соответствующего чувства и осмысления времени позволит избавиться от инфантилизма, нерационального времяпрепровождения и т.д. Эти особенности позволят так же избежать бессознательного самодовольства и ориентации на гедонистические смысложизненные нормы. Динамика индивидуального развития во времени предполагает учёт такой важной характеристики человеческой жизни, как ритм. Совпадение индивидуальных ритмов и определённых условий (ситуаций) отражается в понятии своевременности целей, выбора, принятия решений, поступков и т.д. Практическое воплощение своевременности предполагает, во-первых, знание и чувство ритма современной жизни, ритма социального времени, во-вторых, знание и чувство ритма собственной жизни, ритма личностного времени, втретьих, умение и желание совместить их в своих поступках [там же,с. 67]. Практическое решение данной проблемы заключается в поиске возможности соотнести социальное и личностное время. Концентрированный прошлый опыт нравственной жизни используется в настоящем. Он сохраняется в памяти, которая выступает как функция личностного времени. Индивидуальная память обеспечивает преемственность традиций и творчества. В противном случае разрушается духовность общения. Определение результатов индивидуального нравственного развития предполагает, во-первых, выявление содержания её реальной практической и теоретической деятельности, в которых проявляется и совершенствуется духовное развитие личности, во-вторых, установление исходного уровня предшествующих этапов развития личности, в третьих, определение исторически конкретного содержания её социального окружения [там же,96-97]. |