дят; честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество'. Формирование нравственных качеств, чувств и мышления, конструирование и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека начинается с той «точки отсчёта», которая предполагает потенциально или актуально существующую человечность каждого человека. «Как бы ни велика бьЕла роль среды, природы, общества и, возможно, иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым очевидным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять приоритеты. Как существо самостоятельное он способен без конца овладевать, взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, другие субстанциальные реальности, в лучшем случае могут выступать в качестве условия, среды и средства для человека»’ . Приведённый тезис определяет тенденцию, выражающуюся в усилении роли индивидуального начала в нравственном развитии человека. В-пятых, распространение имморализма предопределяет обращение к имманентно-критическому анализу этического наследия классиков философии. Для данной работы несомненный интерес представляет исследование А.К.Судакова, посвященное анализу методической структуры этической рефлексии И.Канта’. Наш эвристический интерес обращен, 134 См: Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма М.: Гнозис, 1993; Kuntz Р. The New Skepticism. Inquiry and Reliable knowledge. Buffalo N.Y.; Romethaus books, 1992. ’ Кувакнн В.A. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления Еу’манизма). С.232. ’ Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., (Дырлина Т.В. Нравственнее воспитание: (Филос.этим, основы).Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. 1990. |
враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, издевательство, недоброжелательность, нетерпимость, предательство, вероломство, лицемерие, лживость, хвастовство, зависть, ревность, вороватость, эгоизм, безответственность, угрюмость, уныние, равнодушие, инфантилизм, покорность. Человек стоит перед выбором предпочтений: гуманистический императив, либо негативный. Индивидуальный выбор осуществляется под влиянием внутренних сил, внешнее давление обрекает выбор на "безличностность". Внутренний выбор человек совершает как самоутверждаюший акт, связанный с признанием, сохранением, поддержанием, укреплением и обогащением личности. И наоборот, антигуманность связана с разрушением, уничтожением и отрицанием существования человека. Антигуманность вызывает распад личности, что противоестественно человеческой сущности. Вместе с тем "человек не обязан быть гуманным. Но он может им быть. Человек выбирает путь совершенства или деградации. Большинство из нас ничего не выбирает, погружаясь в спонтанность своего собственного внутреннего мира и отдаваясь потоку внешних событий и обстоятельств. Тем самым мы невольно превращаем свою жизнь в смесь человечности, равнодушия и бесчеловечности. Но первое преобладает. Поэтому жизнь продолжается. Гуманизм в этом контексте не более чем попытка сделать это преобладание все более и более осознаваемым, очевидным и эффективным" [там же,с.168]. Второе замечание. Ядром гуманизма являются нравственные ценности. Каталог нравственных ценностей слагается из поступков и качеств, которые составляют позицию личности и естественную основу её нравственности, а также моральных принципов и норм поведения, которые определяются качествами человека. Согласно ПКуртцу в каталог общих моральных норм входят: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или 42 общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество [99, 214 и т.д.]. Формирование нравственных качеств, чувств и мышления, конструирование и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека начинается с той "точки отсчёта", которая предполагает потенциально или актуально существующую человечность каждого человека. "Как бы ни велика была роль среды, природы, общества и, возможно, иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым очевидным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять приоритеты. Как существо самостоятельное, он способен без конца овладевать, взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, другие субстанциальные реальности, в лучшем случае могут выступать в качестве условия, среды и средства для человека" [93,с.232].Приведённый тезис определяет тенденцию, выражающуюся в усилении роли индивидуального начала в нравственном развитии человека. В пятых, распространение имморализма предопределяет обращение к имманентно-критическому анализу этического наследия классиков философии. Для данной работы несомненный интерес представляет исследование А.К.Судакова, посвященное анализу методической структуры этической рефлексии И.Канта [21]. Наш эвристический интерес обращен, прежде всего, к императиву морали, долгу любви и участия и дедукции нравственной нормы с позиций ценности. В кантианской метафизике нравов рассматривается не норма, опирающаяся на способ практического принуждения, а лишь моральное самопринуждение и совестное удостоверение долга следования такой норме. Императив как "формула веления" выступает в двух формах: гипотетической и категорической. 43 |