Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 134]

дят; честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество'.
Формирование нравственных качеств, чувств и мышления, конструирование и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека начинается с той «точки отсчёта», которая предполагает потенциально или актуально существующую человечность каждого человека.
«Как бы ни велика
бьЕла роль среды, природы, общества и, возможно, иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым очевидным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей.
Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять приоритеты.
Как существо самостоятельное он способен без конца овладевать, взращивать и творить добро.
И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, другие субстанциальные реальности, в лучшем случае могут выступать в качестве условия, среды и средства для человека»’ .

Приведённый тезис определяет тенденцию, выражающуюся в усилении роли индивидуального начала в нравственном развитии человека.
В-пятых, распространение имморализма предопределяет обращение к имманентно-критическому анализу этического наследия классиков философии.
Для данной работы несомненный интерес представляет исследование А.К.Судакова, посвященное анализу методической структуры этической рефлексии И.Канта’.

Наш эвристический интерес обращен, 134 См: Куртц П.
Запретный плод.
Этика гуманизма М.: Гнозис, 1993; Kuntz Р.
The New Skepticism.
Inquiry and Reliable knowledge.
Buffalo N.Y.; Romethaus books, 1992.
’ Кувакнн В.A.
Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления Еу’манизма).
С.232.
’ Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., (Дырлина Т.В.
Нравственнее воспитание: (Филос.этим, основы).Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та.
1990.
[стр. 42]

враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, издевательство, недоброжелательность, нетерпимость, предательство, вероломство, лицемерие, лживость, хвастовство, зависть, ревность, вороватость, эгоизм, безответственность, угрюмость, уныние, равнодушие, инфантилизм, покорность.
Человек стоит перед выбором предпочтений: гуманистический императив, либо негативный.
Индивидуальный выбор осуществляется под влиянием внутренних сил, внешнее давление обрекает выбор на "безличностность".
Внутренний выбор человек совершает как самоутверждаюший акт, связанный с признанием, сохранением, поддержанием, укреплением и обогащением личности.
И наоборот, антигуманность связана с разрушением, уничтожением и отрицанием существования человека.
Антигуманность вызывает распад личности, что противоестественно человеческой сущности.
Вместе с тем "человек не обязан быть гуманным.
Но он может им быть.
Человек выбирает путь совершенства или деградации.
Большинство из нас ничего не выбирает, погружаясь в спонтанность своего собственного внутреннего мира и отдаваясь потоку внешних событий и обстоятельств.
Тем самым мы невольно превращаем свою жизнь в смесь человечности, равнодушия и бесчеловечности.
Но первое преобладает.
Поэтому жизнь продолжается.
Гуманизм в этом контексте не более чем попытка сделать это преобладание все более и более осознаваемым, очевидным и эффективным" [там же,с.168].
Второе замечание.
Ядром гуманизма являются нравственные ценности.
Каталог нравственных ценностей слагается из поступков и качеств, которые составляют позицию личности и естественную основу её нравственности, а также моральных принципов и норм поведения, которые определяются качествами человека.
Согласно ПКуртцу в каталог общих моральных норм входят: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или 42

[стр.,43]

общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество [99, 214 и т.д.].
Формирование нравственных качеств, чувств и мышления, конструирование и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека начинается с той "точки отсчёта", которая предполагает потенциально или актуально существующую человечность каждого человека.
"Как бы ни велика
была роль среды, природы, общества и, возможно, иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым очевидным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей.
Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять приоритеты.
Как существо самостоятельное, он способен без конца овладевать, взращивать и творить добро.
И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, другие субстанциальные реальности, в лучшем случае могут выступать в качестве условия, среды и средства для человека"
[93,с.232].Приведённый тезис определяет тенденцию, выражающуюся в усилении роли индивидуального начала в нравственном развитии человека.
В пятых, распространение имморализма предопределяет обращение к имманентно-критическому анализу этического наследия классиков философии.
Для данной работы несомненный интерес представляет исследование А.К.Судакова, посвященное анализу методической структуры этической рефлексии И.Канта
[21].
Наш эвристический интерес обращен, прежде всего, к императиву морали, долгу любви и участия и дедукции нравственной нормы с позиций ценности.
В кантианской метафизике нравов рассматривается не норма, опирающаяся на способ практического принуждения, а лишь моральное самопринуждение и совестное удостоверение долга следования такой норме.
Императив как "формула веления" выступает в двух формах: гипотетической и категорической.
43

[Back]