Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 135]

Прежде всего, к императиву морали, ДОЛ1 7 любви и участия и дедукции нравственной нормы с позиций ценности.
В кантианской метафизике нравов рассматривается не норма, опирающаяся на способ практического принуждения, а лишь моральное самопринуждение и совестное удостоверение долга следования такой норме.
Императив как «формула веления» выступает в двух формах;
птпотетической и категорической.
Гипотетический императив принуждает к действию как средству для субъективно-доброго действия.
Категорический императив выражает «форму акта самопринуждения к действию, непосредственно доброму»'.

Категорический императив требует, чтобы самопринуждение совершалось безотносительно к потребностям и склонностям, а гипотетический императив предполагает эти естественные цели
cy6 beiera.
Однако, оба императива в идеале описывают не действия, а акт определения себя к нему.
Тем не менее, категорический императив более совместим с прагматическим свойством действия, с неотъемлемой целесообразностью любого человеческого поступка.
Нравственный долг предписывает человеку оказывать помощь, нуждающимся в ней, т.е.
другим.
В то же время кантовские максимы «включают два не сразу заметных обстоятельства; правомерность поведения (решение ничем не умалить собственности и благополучия других вообще) и предположение, что каждый может собственными силами добиваться своего счастья»’.

Человек с такой максимой уважает принципы чужого счастья, имущества и благополучия, а так же уважительно относится к чужой способности достичь всего этого.
Этот человек не чужд моральных законов, так как его «безразличие» к благополучию других сопряжено с почтением перед «совершенной» обязанностью в отношении других.
Максима уважения и честности «без благотворящей любви» противоречива и поэтому должна быть ею дополнена, как, впрочем, и сочувствием, советом, наставлением и т.д.

135 ' Там же, с.ЗЗ.
’ Там же, С.73.
[стр. 43]

общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество [99, 214 и т.д.].
Формирование нравственных качеств, чувств и мышления, конструирование и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека начинается с той "точки отсчёта", которая предполагает потенциально или актуально существующую человечность каждого человека.
"Как бы ни велика была роль среды, природы, общества и, возможно, иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым очевидным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей.
Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять приоритеты.
Как существо самостоятельное, он способен без конца овладевать, взращивать и творить добро.
И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, другие субстанциальные реальности, в лучшем случае могут выступать в качестве условия, среды и средства для человека" [93,с.232].Приведённый тезис определяет тенденцию, выражающуюся в усилении роли индивидуального начала в нравственном развитии человека.
В пятых, распространение имморализма предопределяет обращение к имманентно-критическому анализу этического наследия классиков философии.
Для данной работы несомненный интерес представляет исследование А.К.Судакова, посвященное анализу методической структуры этической рефлексии И.Канта [21].
Наш эвристический интерес обращен, прежде всего, к императиву морали, долгу любви и участия и дедукции нравственной нормы с позиций ценности.
В кантианской метафизике нравов рассматривается не норма, опирающаяся на способ практического принуждения, а лишь моральное самопринуждение и совестное удостоверение долга следования такой норме.
Императив как "формула веления" выступает в двух формах:
гипотетической и категорической.
43

[стр.,44]

Гипотетический императив принуждает к действию как средству для субъективно-доброго действия.
Категорический императив выражает "форму акта самопринуждения к действию, непосредственно доброму"
[там же,с.ЗЗ].
Категорический императив требует, чтобы самопринуждение совершалось безотносительно к потребностям и склонностям, а гипотетический императив предполагает эти естественные цели
субъекта.
Однако, оба императива в идеале описывают не действия, а акт определения себя к нему.
Тем не менее, категорический императив более совместим с прагматическим свойством действия, с неотъемлемой целесообразностью любого человеческого поступка.
Нравственный долг предписывает человеку оказывать помощь, нуждающимся в ней, т.е.
другим.
В то же время кантовские максимы "включают два не сразу заметных обстоятельства: правомерность поведения (решение ничем не умалить собственности и благополучия других вообще) и предположение, что каждый может собственными силами добиваться своего счастья"
[там же,с.73].
Человек с такой максимой уважает принципы чужого счастья, имущества и благополучия, а так же уважительно относится к чужой способности достичь всего этого.
Этот человек не чужд моральных законов, так как его "безразличие" к благополучию других сопряжено с почтением перед "совершенной" обязанностью в отношении других.
Максима уважения и честности "без благотворящей любви" противоречива и поэтому должна быть ею дополнена, как, впрочем, и сочувствием, советом, наставлением и т.д.

Человек представляет своё разумное бытие как безусловную ценность.
Поэтому субъективная дедукция нравственных принципов происходит в рефлексивном углублении объективного его смысла.
Кант останавливается на "объективном" законе морали и полагает провозглашаемую этим законом ценность так же "объективной".
Однако, как убедительно показал А.К.Судаков, нормы имеют объект-субъектную природу, которая является таковой по причине своей безусловности и субстанциальности провозглашаемой в ней ценности.

[Back]